сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

При каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра a среди ре­ше­ний не­ра­вен­ства  левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: ax плюс x минус x в квад­ра­те минус a конец ар­гу­мен­та боль­ше или равно 0 най­дут­ся два ре­ше­ния, раз­ность между ко­то­ры­ми равна 4?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

За­ме­тим, что под­ко­рен­ное вы­ра­же­ние можно пре­об­ра­зо­вать так:

a x плюс 2 x минус x в квад­ра­те минус 2 a=a левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка минус x левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка = минус левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Так ОДЗ не­ра­вен­ства опре­де­ля­ет­ся усло­ви­ем  левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 0 . При a=1 это усло­вие при­ни­ма­ет вид  левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те мень­ше или равно 0, т. е. его ре­ше­ни­ем яв­ля­ет­ся един­ствен­ное число x=1, а при a не равно q 1 оно задаёт от­ре­зок между точ­ка­ми a и 1 на чис­ло­вой пря­мой. Оче­вид­но, что пер­вый ва­ри­ант не удо­вле­тво­ря­ет усло­вию за­да­чи ввиду того, что не­ра­вен­ство имеет не более од­но­го ре­ше­ния. Можно также от­ме­тить, что для того, чтобы на­шлись 2 ре­ше­ния на рас­сто­я­нии 4 друг от друга, ОДЗ долж­но быть от­рез­ком длины не мень­ше 4, от­ку­да a \leqslant минус 3 или a боль­ше или равно 5. Ис­ход­ное не­ра­вен­ство рав­но­силь­но сле­ду­ю­ще­му:

 левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: минус левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та боль­ше или равно 0 . \qquad левая круг­лая скоб­ка * пра­вая круг­лая скоб­ка

Будем ре­шать это не­ра­вен­ство ме­то­дом ин­тер­ва­лов, а для рас­ста­нов­ки на чис­ло­вой пря­мой точек, в ко­то­рых мно­жи­те­ли в левой части не­ра­вен­ства об­ра­ща­ют­ся в ноль, рас­смот­рим два слу­чая.

1)  При a боль­ше или равно 5 . Тогда ОДЗ  — это x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 1; a пра­вая квад­рат­ная скоб­ка ; любое зна­че­ние x из этого про­ме­жут­ка яв­ля­ет­ся ре­ше­ни­ем не­ра­вен­ства, так как пер­вый мно­жи­тель в (*) по­ло­жи­те­лен, а вто­рой  — не­от­ри­ца­те­лен. Сле­до­ва­тель­но, все зна­че­ния па­ра­мет­ра a при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 5; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка под­хо­дят (на­при­мер, ре­ше­ни­я­ми не­ра­вен­ства яв­ля­ют­ся числа x=1 и x=5 пра­вая круг­лая скоб­ка .

2)  При a \leqslant минус 3 . Тогда ОДЗ  — это x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка a; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . Метод ин­тер­ва­лов даёт x при­над­ле­жит левая фи­гур­ная скоб­ка a пра­вая фи­гур­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . В этом мно­же­стве при­сут­ству­ют точки на рас­сто­я­нии 4 друг от друга при  минус 6 мень­ше или равно a \leqslant минус 3 (это точки x=a и x=a плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка . В итоге по­лу­ча­ем a при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 6; минус 3 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 5 ; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

 

Ответ: a при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 6; минус 3 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 7; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Квад­рат­ный трёхчлен под кор­нем раз­ло­жен на мно­жи­те­ли — 1 балл.

По­стро­е­но мно­же­ство ре­ше­ний дан­но­го не­ра­вен­ства на плос­ко­сти «пе­ре­мен­ная-па­ра­метр» — 1 балл.

При ре­ше­нии не­ра­вен­ства не учи­ты­ва­ет­ся ОДЗ — не более 1 балла за за­да­чу (ко­то­рый может быть по­став­лен за раз­ло­же­ние на мно­жи­те­ли под­ко­рен­но­го вы­ра­же­ния).

Ответ от­ли­ча­ет­ся от вер­но­го ко­неч­ным чис­лом точек — снять 1 балл за одну лиш­нюю/не­до­ста­ю­щую точку; снять 2 балла за более чем одну лиш­нюю/не­до­ста­ю­щую точку).


Аналоги к заданию № 1139: 1146 Все