Известно, что рыцари всегда говорят правду, а лжецы всегда лгут. Известно, что каждый эльф является либо рыцарем, либо лжецом. Несколько эльфов выстроены в ориентированную с севера на юг колонну. Каждый эльф в колонне смотрит на север или на юг. Каждого эльфа спросили, чётно ли число лиц рыцарей, обращённых к нему. Можно ли по этой информации определить чётность количества рыцарей в колонне?
Предположим, что восстановить четность количества рыцарей в колонне нельзя. Это означает, что для некоторого набора ответов эльфов существует не менее двух вариантов того, кто из них рыцарь, а кто лжец, и при этом варианты отличаются чётностью количества рыцарей. Пусть в первом варианте оказалось чётное число рыцарей, тогда во втором — нечётное.
Назовём инверсией операцию замены одного рыцаря на лжеца или наоборот. Заметим, что инверсия одного любого эльфа изменяет чётность числа рыцарей, значит, для получения второго набора эльфов из первого нужно применить инверсию нечётное число раз. Рассмотрим произвольного инвертированного эльфа. Его ответ может смениться только при его инвертировании и при инвертировании эльфа, лицо которого обращено к данному. Поскольку ответы эльфов во втором наборе такие же, как и в первом, а при инвертировании эльф меняет ответ на противоположный, то среди эльфов, лица которых обращены к данному, инвертированными должны оказаться нечётное их количество.
Рассмотрим граф, вершинами которого являются инвертированные эльфы, а рёбра соединяют пары эльфов, смотрящих друг на друга. Из вышесказанного следует, что вершин в графе нечётное число, и степень каждой вершины также является нечётным числом. Но по лемме о рукопожатиях следует, что такого графа не существует. Значит, наше предположение ошибочно, и чётность количества рыцарей в колонне восстанавливается однозначно.
Ответ: да, можно.