сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Даны на­ту­раль­ные числа x и y. В вось­ме­рич­ной си­сте­ме они 4n-знач­ные, при­чем в за­пи­си x цифры по­вто­ря­ют­ся через одну, в за­пи­си y  — через три. Ока­за­лось, что вось­ме­рич­ная за­пись x умно­жить на y  со­сто­ит из по­сле­до­ва­тель­ных бло­ков по 4 оди­на­ко­вых цифры. При каких n это воз­мож­но?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

До­го­во­рим­ся все числа пи­сать в вось­ме­рич­ной си­сте­ме. Пусть λ и μ — че­ты­рех­знач­ные числа, об­ра­зо­ван­ные млад­ши­ми циф­ра­ми x и y (то есть \lambda=x \bmod 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка и \mu=y \bmod 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка . Число \lambda умно­жить на \mu  — се­ми­знач­ные или вось­ми­знач­ное, а чет­вер­ка его млад­ших цифр такая же, как у x умно­жить на y. По­это­му мы можем за­пи­сать

\lambda умно­жить на \mu=\overlinea b c d z z z z=\overlinez z z z плюс 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на \overlinea b c d.

За­ме­тим, что на 101 де­лит­ся любое че­ты­рех­знач­ное число, у ко­то­ро­го пара стар­ших цифр сов­па­да­ет с парой млад­ших. В част­но­сти, λ и \overlinez z z крат­ны 101. Тогда

 0= левая круг­лая скоб­ка \lambda умно­жить на \mu пра­вая круг­лая скоб­ка \bmod 101=8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на \overlinea b c d \bmod 101=\overlinea b c d \bmod 101= левая круг­лая скоб­ка \overlinec d минус \overlinea b пра­вая круг­лая скоб­ка \bmod 101,

от­ку­да a=c и b=d. По­ло­жим u=\overlinez z z z и  v=\overlinea b a b. Числа x, y по­лу­ча­ют­ся умно­же­ни­ем со­от­вет­ствен­но λ, μ на число

p=1 плюс 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 8 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс \ldots плюс 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка .

Тогда

 x умно­жить на y =\lambda умно­жить на \mu умно­жить на p в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка u плюс 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка v пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 1 плюс 2 умно­жить на 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс \ldots плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 левая круг­лая скоб­ка n минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка плюс n умно­жить на 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 n пра­вая круг­лая скоб­ка плюс \ldots пра­вая круг­лая скоб­ка =
=u плюс левая круг­лая скоб­ка v плюс 2 u пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка 2 v плюс 3 u пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 8 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс \ldots плюс левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка v плюс n u пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка n v плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка u пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 n пра­вая круг­лая скоб­ка плюс \ldots

(боль­шие сте­пе­ни 84 нас не ин­те­ре­су­ют). От­ме­тим три факта.

1)  Для лю­бо­го k при­над­ле­жит левая фи­гур­ная скоб­ка 1, \ldots, n пра­вая фи­гур­ная скоб­ка число  левая круг­лая скоб­ка k минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка v плюс k u че­ты­рех­знач­ное. Дей­стви­тель­но, при k=1 это оче­вид­но. Пусть k мень­ше n и для 1, \ldots, k утвер­жде­ние до­ка­за­но. Число k v плюс левая круг­лая скоб­ка k плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка u не более чем пя­ти­знач­ное, по­сколь­ку это сумма че­ты­рех­знач­ных чисел  левая круг­лая скоб­ка k минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка v плюс k u, u и v. Если s  — цифра в пятом раз­ря­де k v плюс левая круг­лая скоб­ка k плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка u, то число k v плюс левая круг­лая скоб­ка k плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка u минус 8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка s есть  левая круг­лая скоб­ка k плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка чет­вер­ка цифр x умно­жить на y, ко­то­рая по усло­вию по­сто­ян­на и, сле­до­ва­тель­но, крат­на 101. Но числа u и v также де­лят­ся на 101, от­ку­да

0=8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка s \bmod 101=s \bmod 101.

Зна­чит, s=0 и число k v плюс левая круг­лая скоб­ка k плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка u че­ты­рех­знач­ное.

2)  Число n v плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка u че­ты­рех­знач­ное. Дей­стви­тель­но,

n v плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка u= левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка v плюс n u плюс v минус u.

Если v мень­ше или равно u, то утвер­жде­ние сразу сле­ду­ет из 1), а в слу­чае v боль­ше u оно про­ве­ря­ет­ся так же, как в 1).

3)  Имеем: v=\overlinea a a a. Дей­стви­тель­но, вто­рая чет­вер­ка цифр x умно­жить на y крат­на 11, а в силу 1) она равна v плюс 2 u. Но u также де­лит­ся на 11, от­ку­да

0=v \bmod 11=\overlinea b a b \bmod 11=2 левая круг­лая скоб­ка b минус a пра­вая круг­лая скоб­ка \bmod 11,

то есть b=a.

За­ме­тим, что a боль­ше 0, иначе число \lambda умно­жить на \mu будет не более чем че­ты­рех­знач­ным. Из 2) и 3) вы­те­ка­ет, что число n умно­жить на \overlinea a a a  — че­ты­рех­знач­ное. Зна­чит, 7 боль­ше или равно n a боль­ше или равно n. По­это­му n боль­ше 7 не удо­вле­тво­ря­ет усло­вию за­да­чи.

Пусть те­перь n мень­ше или равно 7. По­ло­жим x=22 \ldots 22 и y=4000 \ldots 4000. Тогда \lambda умно­жить на \mu=2222 умно­жить на 4000=11 110 000, от­ку­да

 x умно­жить на y=\lambda умно­жить на \mu умно­жить на p в квад­ра­те =11 112 222 \ldots nnnn \ldots 222 211 110 000.

Таким об­ра­зом, n мень­ше или равно 7 удо­вле­тво­ря­ет усло­вию за­да­чи.

 

Ответ: n при­над­ле­жит левая фи­гур­ная скоб­ка 1, 2, \ldots, 7 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Общая схема:

0 бал­лов  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник к ре­ше­нию за­да­чи не при­сту­пал или на­ча­тый ход ре­ше­ния пол­но­стью не­ве­рен;

1 балл  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник при­сту­пил к ре­ше­нию за­да­чи, ука­зал вер­ное на­прав­ле­ние ре­ше­ния за­да­чи и по­лу­чил пра­виль­ные про­ме­жу­точ­ные ре­зуль­та­ты, но при этом не про­дви­нул­ся на­столь­ко, чтобы можно было су­дить о том, каким об­ра­зом он со­би­рал­ся по­лу­чить окон­ча­тель­ный ответ (то есть весь ход ре­ше­ния не пред­став­лен);

2 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если вы­бран­ный участ­ни­ком ход ре­ше­ния за­да­чи яв­ля­ет­ся в прин­ци­пе пра­виль­ным, но при этом участ­ник не смог его ре­а­ли­зо­вать в силу серьёзных оши­бок;

3 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если ре­ше­ние яв­ля­ет­ся в целом пра­виль­ным, но со­дер­жит ошиб­ки, по­вли­яв­шие на ответ;

4 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник решил за­да­чу в целом пра­виль­но и по­лу­чил вер­ный ответ; при этом в ре­ше­нии до­пус­ка­ют­ся не­зна­чи­тель­ные не­точ­но­сти.

 

Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на оцен­ку.

1.  Одна из ос­нов­ных целей Олим­пи­а­ды  — вы­яв­ле­ние у обу­ча­ю­щих­ся твор­че­ских спо­соб­но­стей. По­это­му в слу­чае пред­став­ле­ния участ­ни­ком ин­те­рес­но­го ори­ги­наль­но­го под­хо­да к ре­ше­нию за­да­чи, оцен­ка за ре­ше­ние может быть уве­ли­че­на на 1 балл.

2.  Пра­виль­ный ответ к за­да­че, при­ве­ден­ный без до­ста­точ­ных обос­но­ва­ний, либо при на­ли­чии оши­бок в ре­ше­нии, либо при от­сут­ствии ре­ше­ния, не ведёт к уве­ли­че­нию оцен­ки, ко­то­рая вы­став­ля­ет­ся участ­ни­ку за дан­ную за­да­чу.

3.  Если участ­ник не довел за­да­чу до от­ве­та, то ито­го­вая оцен­ка за дан­ную за­да­чу не может пре­вы­шать 1 балл.

4.  Если за­да­ча ре­ше­на пе­ре­бо­ром воз­мож­ных ва­ри­ан­тов, и при этом пе­ре­бор не­пол­ный, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 1 балла. Если участ­ник по­до­брал част­ное ре­ше­ние без обос­но­ва­ния и про­ве­рил его пра­виль­ность, то в этом слу­чае за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 0,5 бал­лов.

5.  Если за­да­ча ре­ше­на при до­пол­ни­тель­ном пред­по­ло­же­нии, ко­то­рое от­сут­ству­ет в усло­вии, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся

а)  до 1 балла, если это пред­по­ло­же­ние можно до­ка­зать;

б)  до 0,5 бал­лов, если оно не обя­за­но вы­пол­нять­ся, но не про­ти­во­ре­чит усло­вию за­да­чи;

в)  0 бал­лов, если оно про­ти­во­ре­чит усло­вию.

6.  Если в ра­бо­те при­ве­де­ны два ре­ше­ния или от­ве­та к одной за­да­че, про­ти­во­ре­ча­щие друг другу, то за за­да­чу ста­вит­ся 0 бал­лов.