сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Про ве­ще­ствен­ные числа a, b и c из­вест­но, что abc + a + b + c = 10, ab + bc + ac = 9. Для каких чисел x можно утвер­ждать, что хотя бы одно из чисел a, b, c равно x? (Най­ди­те все такие числа x и до­ка­жи­те, что дру­гих нет.)

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пер­вое Ре­ше­ние. Обо­зна­чим a + b + c = λ. Тео­ре­ма Виета поз­во­ля­ет на­пи­сать ку­би­че­ское урав­не­ние, за­ви­ся­щее от па­ра­мет­ра λ, кор­ня­ми ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся набор a, b, c, со­от­вет­ству­ю­щий дан­но­му λ:

t в кубе минус \lambda t в квад­ра­те плюс 9t минус левая круг­лая скоб­ка 10 минус \lambda пра­вая круг­лая скоб­ка = 0 ⇔ левая круг­лая скоб­ка t минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка t в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка \lambda минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка t плюс левая круг­лая скоб­ка 10 минус \lambda пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка = 0.

От­сю­да видно, при любом λ есть ко­рень t = 1, то есть зна­че­ние x = 1 под­хо­дит. Оста­лось до­ка­зать, что нет дру­гих зна­че­ний, яв­ля­ю­щих­ся кор­ня­ми при любом λ (хотя это и так оче­вид­но). В самом деле, t2 − (λ − 1)t + (10 − λ) = 0 озна­ча­ет t = дробь: чис­ли­тель: \lambda минус 1 \pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: \lambda в квад­ра­те плюс 2\lambda минус 39 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . Возь­мем любую пару зна­че­ний λ, при ко­то­рой дис­кри­ми­нант при­ни­ма­ет одно и то же по­ло­жи­тель­ное зна­че­ние, на­при­мер при λ = 10 и λ = −12 имеем t ∈ {0, 9} и t ∈ {−11, −2}  — пе­ре­се­че­ний нет. Итак, ответ x = 1.

Вто­рое ре­ше­ние. Вы­чтем из пер­во­го ра­вен­ства вто­рое, пре­об­ра­зо­вав, по­лу­чим (a − 1)(b − 1)(c − 1) = 0. От­сю­да сле­ду­ет, что одно из a, b, c равно еди­ни­це. Дру­гие x не под­хо­дят, так как трой­ки (a, b, c) = (4, 1, 1) и (a, b, c) = (0, 9, 1) удо­вле­тво­ря­ют усло­вию.

 

Ответ: 1.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­но пол­ное ре­ше­ние.20
Не до­ка­за­но, по­че­му нет дру­гих, кроме 1, или есть не­зна­чи­тель­ная ошиб­ка в до­ка­за­тель­стве.18
Зна­чи­тель­ные ошиб­ки в до­ка­за­тель­стве (не­сколь­ко пе­ре­хо­дов с де­ле­ни­ем на, воз­мож­но, ну­ле­вые, не­по­ни­ма­ние усло­вия (при на­ли­чии не­об­хо­ди­мых для до­ка­за­тель­ства вы­чис­ле­ний)).

16
Рас­смот­ре­ны два част­ных слу­чая, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ют, что может быть равно толь­ко 1. Но до­ка­за­тель­ства того, что = 1, нет.10
Най­ден толь­ко один слу­чай (1, 1, 4) или (0, 1, 9) и утвер­жда­ет­ся, что ∈ {1, 4} или ∈ {0, 1, 9}.

6
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из пе­ре­чис­лен­ных выше кри­те­ри­ев.0
Мак­си­маль­ный балл20