сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Дан не­рав­но­бед­рен­ный ост­ро­уголь­ный тре­уголь­ник ABC. На лучах AB и AC вы­бра­ны со­от­вет­ствен­но такие точки K и L, что че­ты­рех­уголь­ник KBCL впи­сан­ный. Точка H  — ос­но­ва­ние вы­со­ты, опу­щен­ной из вер­ши­ны A на сто­ро­ну BC. До­ка­жи­те, что если KH = LH, то H  — центр опи­сан­ной окруж­но­сти тре­уголь­ни­ка AKL.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть M  — се­ре­ди­на от­рез­ка KL, а O  — центр опи­сан­ной окруж­но­сти тре­уголь­ни­ка AKL. До­ка­жем, что точки O и H сов­па­да­ют. По­сколь­ку K H=L H и K O=L O, точки H и O лежат на се­ре­дин­ном пер­пен­ди­ку­ля­ре к от­рез­ку KL. Стало быть, точки H, M и O лежат на одной пря­мой. Так как че­ты­рех­уголь­ник KBCL впи­сан­ный, \angle A B C=\angle A L K и \angle A C B=\angle A K L. От­сю­да, в част­но­сти, сле­ду­ет, что A K не равно q A L, в про­тив­ном слу­чае

\angle A C B=\angle A K L=\angle A L K=\angle A B C

и тре­уголь­ник ABC  — рав­но­бед­рен­ный.

Цен­траль­ный угол AOK в два раза боль­ше впи­сан­но­го угла ALK, по­это­му

 \angle O A K=90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби \angle A O K=90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle A L K=90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle A B C=\angle H A B .

Сле­до­ва­тель­но, точки A, O и H лежат на одной пря­мой, при­чем эта пря­мая не сов­па­да­ет с се­ре­дин­ным пер­пен­ди­ку­ля­ром к от­рез­ку KL, по­сколь­ку A K не равно q A L. Таким об­ра­зом, точки O и H лежат на пе­ре­се­че­нии двух раз­лич­ных пря­мых и, зна­чит, O=H.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Общая схема:

0 бал­лов  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник к ре­ше­нию за­да­чи не при­сту­пал или на­ча­тый ход ре­ше­ния пол­но­стью не­ве­рен;

1 балл  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник при­сту­пил к ре­ше­нию за­да­чи, ука­зал вер­ное на­прав­ле­ние ре­ше­ния за­да­чи и по­лу­чил пра­виль­ные про­ме­жу­точ­ные ре­зуль­та­ты, но при этом не про­дви­нул­ся на­столь­ко, чтобы можно было су­дить о том, каким об­ра­зом он со­би­рал­ся по­лу­чить окон­ча­тель­ный ответ (то есть весь ход ре­ше­ния не пред­став­лен);

2 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если вы­бран­ный участ­ни­ком ход ре­ше­ния за­да­чи яв­ля­ет­ся в прин­ци­пе пра­виль­ным, но при этом участ­ник не смог его ре­а­ли­зо­вать в силу серьёзных оши­бок;

3 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если ре­ше­ние яв­ля­ет­ся в целом пра­виль­ным, но со­дер­жит ошиб­ки, по­вли­яв­шие на ответ;

4 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник решил за­да­чу в целом пра­виль­но и по­лу­чил вер­ный ответ; при этом в ре­ше­нии до­пус­ка­ют­ся не­зна­чи­тель­ные не­точ­но­сти.

 

Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на оцен­ку.

1.  Одна из ос­нов­ных целей Олим­пи­а­ды  — вы­яв­ле­ние у обу­ча­ю­щих­ся твор­че­ских спо­соб­но­стей. По­это­му в слу­чае пред­став­ле­ния участ­ни­ком ин­те­рес­но­го ори­ги­наль­но­го под­хо­да к ре­ше­нию за­да­чи, оцен­ка за ре­ше­ние может быть уве­ли­че­на на 1 балл.

2.  Пра­виль­ный ответ к за­да­че, при­ве­ден­ный без до­ста­точ­ных обос­но­ва­ний, либо при на­ли­чии оши­бок в ре­ше­нии, либо при от­сут­ствии ре­ше­ния, не ведёт к уве­ли­че­нию оцен­ки, ко­то­рая вы­став­ля­ет­ся участ­ни­ку за дан­ную за­да­чу.

3.  Если участ­ник не довел за­да­чу до от­ве­та, то ито­го­вая оцен­ка за дан­ную за­да­чу не может пре­вы­шать 1 балл.

4.  Если за­да­ча ре­ше­на пе­ре­бо­ром воз­мож­ных ва­ри­ан­тов, и при этом пе­ре­бор не­пол­ный, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 1 балла. Если участ­ник по­до­брал част­ное ре­ше­ние без обос­но­ва­ния и про­ве­рил его пра­виль­ность, то в этом слу­чае за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 0,5 бал­лов.

5.  Если за­да­ча ре­ше­на при до­пол­ни­тель­ном пред­по­ло­же­нии, ко­то­рое от­сут­ству­ет в усло­вии, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся

а)  до 1 балла, если это пред­по­ло­же­ние можно до­ка­зать;

б)  до 0,5 бал­лов, если оно не обя­за­но вы­пол­нять­ся, но не про­ти­во­ре­чит усло­вию за­да­чи;

в)  0 бал­лов, если оно про­ти­во­ре­чит усло­вию.

6.  Если в ра­бо­те при­ве­де­ны два ре­ше­ния или от­ве­та к одной за­да­че, про­ти­во­ре­ча­щие друг другу, то за за­да­чу ста­вит­ся 0 бал­лов.