сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Окруж­ность еди­нич­но­го ра­ди­у­са по­де­ли­ли на 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2019 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­ных ча­стей. До­ка­жи­те, что рас­сто­я­ние от цен­тра окруж­но­сти до хорды, стя­ги­ва­ю­щей одну такую часть, со­став­ля­ет ровно по­ло­ви­ну от ве­ли­чи­ны

\underbrace ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 плюс ... плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та _2018 двоек.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Изоб­ра­зим (вне мас­штаб­но) \angle A O B, со­став­ля­ю­щий одну 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2019 пра­вая круг­лая скоб­ка часть окруж­но­сти. Обо­зна­чим его  альфа . Ясно, что

 альфа = дробь: чис­ли­тель: 2 Пи , зна­ме­на­тель: 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2019 пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби = дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2018 пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби .

В усло­вии дана фор­му­ла для OH. Из пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка OHB с ги­по­те­ну­зой O B=1 и с ост­рым углом B O H= дробь: чис­ли­тель: альфа , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби по­лу­ча­ем, что

 O H=O B ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: альфа , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: альфа , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Таким об­ра­зом, тре­бу­ет­ся до­ка­зать, что

 ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2019 пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: \underbrace2 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 плюс \ldots плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та _2018 .

Обоб­щим тре­бу­е­мую фор­му­лу (до­мно­жив пред­ва­ри­тель­но на два)

 2 ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: \underbrace2 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 плюс \ldots плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та _n \text двоек \qquad левая круг­лая скоб­ка * пра­вая круг­лая скоб­ка

и до­ка­жем ее по ин­дук­ции. Тогда при n=2018 будем иметь тре­бу­е­мое. База ин­дук­ции при n=1 оче­вид­на:

 2 ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 в квад­ра­те конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та .

Ин­дук­тив­ный пе­ре­ход будет за­клю­чать­ся в том, чтобы до­ка­зать, что из вер­но­сти фор­му­лы (*) будет сле­до­вать вер­ность фор­му­лы

 2 ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: \underbrace2 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 плюс \ldots плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та _ левая круг­лая скоб­ка n плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Пре­об­ра­зу­ем пра­вую часть, ис­поль­зуя (*)

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: \underbrace2 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 плюс \ldots плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та _ левая круг­лая скоб­ка n плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: \underbrace2 плюс \ldots плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та _ левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 плюс 2 ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n плюс 1 конец ар­гу­мен­та конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка .

Обо­зна­чим  бета = дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби . Те­перь оста­ет­ся до­ка­зать со­от­но­ше­ние

 2 ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: бета , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 плюс 2 ко­си­нус бета конец ар­гу­мен­та

для угла  бета при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка 0; дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка . Воз­во­дя обе сто­ро­ны ра­вен­ства в квад­рат и деля на два, по­лу­ча­ем из­вест­ную фор­му­лу ко­си­ну­са по­ло­вин­но­го угла

 ко­си­нус в квад­ра­те дробь: чис­ли­тель: бета , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1 плюс ко­си­нус бета , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Ин­дук­тив­ный пе­ре­ход до­ка­зан. Сле­до­ва­тель­но, фор­му­ла (*) верна при любом n боль­ше или равно 1 . Оста­ет­ся по­ло­жить n=2018 .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Каж­дая за­да­ча оце­ни­ва­ет­ся по 10-балль­ной шкале и снаб­жа­ет­ся от­мет­кой в ра­бо­те 0, −, ∓, ±, +

в со­от­вет­ствии с кри­те­ри­я­ми.

Вид по­греш­но­сти или ошиб­киОт­мет­ка в ра­бо­теБаллы
Ре­ше­ние за­да­чи вер­ное, вы­бран ра­ци­о­наль­ный путь ре­ше­ния+10
Ре­ше­ние вер­ное, но путь не ра­ци­о­на­лен или име­ют­ся один  — три не­до­че­та или не­гру­бая ошиб­ка+9
Ре­ше­ние вер­ное, но путь не ра­ци­о­на­лен и име­ют­ся один  — три не­до­че­та или не­гру­бая ошиб­ка±7−8
Ход ре­ше­ния вер­ный, но есть не­сколь­ко не­гру­бых оши­бок или ре­ше­ние не за­вер­ше­но5−6
До­пу­ще­ны гру­бые ошиб­ки, но ответ по­лу­чен (не­вер­ный) 3−4
До­пу­ще­ны гру­бые ошиб­ки и ответ не по­лу­чен либо ре­ше­ние лишь на­ча­то, то что на­ча­то  — без оши­бок2
Ре­ше­ние на­ча­то, но про­дви­же­ние ни­че­го не дает для ре­зуль­та­та1
За­да­ча не ре­ши­лась00

Не­до­че­ты: не­зна­чи­тель­ные (не­прин­ци­пи­аль­ные) ариф­ме­ти­че­ские ошиб­ки.

Не­гру­бые ошиб­ки: тех­ни­че­ские ошиб­ки в при­ме­не­нии фор­мул и тео­рем, не вли­я­ю­щие на смысл ре­ше­ния; не­обос­но­ван­ность ло­ги­че­ских (вер­ных) вы­во­дов.

Гру­бые ошиб­ки:

   I.  Ло­ги­че­ские, при­во­дя­щие к не­вер­но­му за­клю­че­нию.

  II.  Ариф­ме­ти­че­ские ошиб­ки, ис­ка­жа­ю­щие смысл от­ве­та.

III.  Не­вер­ный чер­теж в гео­мет­ри­че­ских за­да­чах.

IV.  Прин­ци­пи­аль­ные ошиб­ки в при­ме­не­нии эле­мен­тар­ных фор­мул и тео­рем.