Окружность единичного радиуса поделили на равных частей. Докажите, что расстояние от центра окружности до хорды, стягивающей одну такую часть, составляет ровно половину от величины
Спрятать решениеРешение. Изобразим (вне масштабно) составляющий одну -ю часть окружности. Обозначим его Ясно, что
В условии дана формула для OH. Из прямоугольного треугольника OHB с гипотенузой и с острым углом получаем, что
Таким образом, требуется доказать, что
Обобщим требуемую формулу (домножив предварительно на два)
и докажем ее по индукции. Тогда при будем иметь требуемое. База индукции при очевидна:
Индуктивный переход будет заключаться в том, чтобы доказать, что из верности формулы (*) будет следовать верность формулы
Преобразуем правую часть, используя (*)
Обозначим Теперь остается доказать соотношение
для угла Возводя обе стороны равенства в квадрат и деля на два, получаем известную формулу косинуса половинного угла
Индуктивный переход доказан. Следовательно, формула (*) верна при любом Остается положить
Спрятать критерииКритерии проверки: Каждая задача оценивается по 10-балльной шкале и снабжается отметкой в работе 0, −, ∓, ±, + в соответствии с критериями. |
Вид погрешности или ошибки | Отметка в работе | Баллы |
---|
Решение задачи верное, выбран рациональный путь решения | + | 10 |
Решение верное, но путь не рационален или имеются один — три недочета или негрубая ошибка | + | 9 |
Решение верное, но путь не рационален и имеются один — три недочета или негрубая ошибка | ± | 7−8 |
Ход решения верный, но есть несколько негрубых ошибок или решение не завершено | ∓ | 5−6 |
Допущены грубые ошибки, но ответ получен (неверный) | ∓ | 3−4 |
Допущены грубые ошибки и ответ не получен либо решение лишь начато, то что начато — без ошибок | − | 2 |
Решение начато, но продвижение ничего не дает для результата | − | 1 |
Задача не решилась | 0 | 0 |
Недочеты: незначительные (непринципиальные) арифметические ошибки. Негрубые ошибки: технические ошибки в применении формул и теорем, не влияющие на смысл решения; необоснованность логических (верных) выводов. Грубые ошибки: I. Логические, приводящие к неверному заключению. II. Арифметические ошибки, искажающие смысл ответа. III. Неверный чертеж в геометрических задачах. IV. Принципиальные ошибки в применении элементарных формул и теорем. |