Спрятать решениеРешение. а) В этой задаче, абсолютно очевидной с точки зрения «высшей» математики (рассмотрите интерполяционный многочлен Лагранжа), потребовались некоторые ухищрения для поиска ее решения, не требующего введения новых понятий. Запишем многочлен в виде
Очевидно, что достаточно доказать рациональность всех коэффициентов ci, Подставляя в выписанное разложение последовательно числа получим систему равенств
в которой все коэффициенты
рациональны. Поскольку
то из условия рациональности значений для следует рациональность коэффициентов ck (ср. далее с решением пункта в)).
б) Пример:
в) Заметим прежде всего, что многочлены обладают следующими свойствами:
Последнее свойство достаточно проверить для Оно очевидно, поскольку
Далее, для того, чтобы доказать совпадение многочленов степени n, достаточно показать, что совпадают их значения в точке. Поэтому достаточно доказать, что существуют такие что при
Рассуждение поведем по индукции. База очевидна, поскольку Предположим, что числа являются целыми. Подставив в равенство и воспользовавшись отмеченными свойствами многочленов получим, что
откуда и следует целочисленность коэффициента bk.
Спрятать критерииКритерии проверки: За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |