Пусть
а) Докажите, что если при всех то при всех
б) Докажите, что из того, что при всех не следует, что при всех
в) Пусть Докажите, что если при всех то где при всех
Решение. а) В этой задаче, абсолютно очевидной с точки зрения «высшей» математики (рассмотрите интерполяционный многочлен Лагранжа), потребовались некоторые ухищрения для поиска ее решения, не требующего введения новых понятий. Запишем многочлен в виде
Очевидно, что достаточно доказать рациональность всех коэффициентов ci, Подставляя в выписанное разложение последовательно числа получим систему равенств
то из условия рациональности значений для следует рациональность коэффициентов ck (ср. далее с решением пункта в)).
б) Пример:
в) Заметим прежде всего, что многочлены обладают следующими свойствами:
Последнее свойство достаточно проверить для Оно очевидно, поскольку
Далее, для того, чтобы доказать совпадение многочленов степени n, достаточно показать, что совпадают их значения в точке. Поэтому достаточно доказать, что существуют такие что при
Рассуждение поведем по индукции. База очевидна, поскольку Предположим, что числа являются целыми. Подставив в равенство и воспользовавшись отмеченными свойствами многочленов получим, что
откуда и следует целочисленность коэффициента bk.
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |