а) Найдите число различных буквенных сочетаний, которые можно образовать, переставляя буквы в слове «баобаб».
б) Докажите тождество
в) Двое играют в такую игру: монету бросают два раза и первый из двух игроков выигрывает, если оба раза она упала одной и той же стороной. Известно, что монета фальшивая, так что вероятность появления герба при одном бросании равна При каких p чаще будет выигрывать первый игрок?
Решение. а) Конечно, этот ответ следует из общей формулы для числа перестановок с повторениями: Однако для решения задачи знать эту формулу совсем не обязательно, достаточно просто навыка в использовании «правила произведения» и знакомства с определением чисел сочетаний. Действительно: буква «о» может стоять на любом из шести мест, для буквы «а» (когда «о» уже поставлена) имеется вариантов, на оставшихся трех местах располагаются буквы «б». Кстати говоря, тот, кто проведет подобное рассуждение, может увидеть, что если вначале выбирать три места для букв «б», то всего вариантов так что Полученное равенство является частным случаем доказываемого аналогичным образом тождества используемого в следующем пункте.
Ответ: 60.
б) Имеем:
Другое рассуждение основано на идее производящих функций. Пусть тогда так что С другой стороны, поэтому !
в) В решении используются лишь простейшие понятия теории вероятности. Вероятность того, что оба раза выпал герб, равна вероятность выпадания двух решек Значит, вероятность того, что первый игрок выиграет, равна
тем самым при любых чаще будет выигрывать он.
Ответ:
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |