сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

a)  По­строй­те эскиз гра­фи­ка функ­ции  y=\left| ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка \dfrac4x |.

б)  Изоб­ра­зи­те на плос­ко­сти мно­же­ство точек A левая круг­лая скоб­ка a, b пра­вая круг­лая скоб­ка , ко­ор­ди­на­ты ко­то­рых удо­вле­тво­ря­ют ра­вен­ству

\max_x при­над­ле­жит \Bbb R a в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка синус x пра­вая круг­лая скоб­ка =\max_x при­над­ле­жит \Bbb Rb в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка ко­си­нус x пра­вая круг­лая скоб­ка .

в)  Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a, при ко­то­рых си­сте­ма

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x=1 минус ay в квад­ра­те ,y=1 минус ax в квад­ра­те конец си­сте­мы .

имеет два ре­ше­ния.

г)  До­ка­жи­те, что  при­над­ле­жит t\limits_0 в сте­пе­ни 1 \dfracx в сте­пе­ни n синус x1 плюс x в квад­ра­те dx\to 0 при n\to плюс бес­ко­неч­ность .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Ясно, что вна­ча­ле сле­ду­ет стро­ить гра­фик функ­ции

 y= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: x конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 левая круг­лая скоб­ка 4/x пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2 минус ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x, зна­ме­на­тель: 1 плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x конец дроби .

Вме­сто того чтобы про­де­лать стан­дарт­ное ис­сле­до­ва­ние при по­мо­щи про­из­вод­ной, по­сту­пим по-дру­го­му. По­сколь­ку y=g левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x пра­вая круг­лая скоб­ка , где

 g левая круг­лая скоб­ка t пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 2 минус t, зна­ме­на­тель: 1 плюс t конец дроби = минус 1 плюс дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: конец дроби 1 плюс t,

то, по­стро­ив (при по­мо­щи двух па­рал­лель­ных пе­ре­но­сов) гра­фик функ­ции g (см. рис.), далее будем рас­суж­дать сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Функ­ция t= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x мо­но­тон­но воз­рас­та­ет, зна­чит, функ­ция y=g левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x пра­вая круг­лая скоб­ка убы­ва­ет: от −1 до  минус бес­ко­неч­ность на ин­тер­ва­ле  левая круг­лая скоб­ка 0; дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка и от  плюс бес­ко­неч­ность до −1 на луче  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

Ответ: см. рис.

 

б)  По­сколь­ку от­ре­зок  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 1; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка яв­ля­ет­ся об­ла­стью зна­че­ний и си­ну­са и ко­си­ну­са, то  \max a в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка синус x пра­вая круг­лая скоб­ка =\maxa в сте­пе­ни t и\maxb в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка ко­си­нус x пра­вая круг­лая скоб­ка =\maxb в сте­пе­ни t приx при­над­ле­жит \Bbb R,t при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 1; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

За­ме­тим, что наи­боль­шее зна­че­ние a в сте­пе­ни t при t при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 1; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка не все­гда равно a (ти­пич­ная ошиб­ка!), по­сколь­ку

 \max a в сте­пе­ни t = \begincases a, если a боль­ше или равно 1, \dsize дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: a конец дроби , если 0 мень­ше a мень­ше или равно 1 \endcases

(кста­ти, по опре­де­ле­нию сте­пе­ни с про­из­воль­ны­ми по­ка­за­те­ля­ми, a, b боль­ше 0). По­это­му ра­вен­ство имеет место при a=b и a= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: b конец дроби , зна­чит, ис­ко­мое мно­же­ство яв­ля­ет­ся объ­еди­не­ни­ем луча y=x, где x боль­ше 0, и ветви ги­пер­бо­лы y= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби , x боль­ше 0.

 

Ответ: см. рис.

 

в)   Эта за­да­ча ин­те­рес­на тем, что есте­ствен­ный под­ход  — по­смот­реть на кар­тин­ки  — может при­ве­сти к не­вер­но­му пред­по­ло­же­нию.

Если a не равно 0, то каж­дое из урав­не­ний дан­ной си­сте­мы за­да­ет па­ра­бо­лу с фик­си­ро­ван­ной вер­ши­ной. На ри­сун­ках изоб­ра­же­ны па­ра­бо­лы для «очень от­ри­ца­тель­но­го» зна­че­ния a, когда си­сте­ма ре­ше­ний не имеет, и «очень по­ло­жи­тель­но­го», когда ясно, что ре­ше­ний че­ты­ре (можно ис­поль­зо­вать не­пре­рыв­ность функ­ций y=1 минус ax в квад­ра­те , y=\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка 1 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: a конец дроби конец ар­гу­мен­та и ха­рак­тер их мо­но­тон­но­сти). Если a мень­ше 0, то из сим­мет­рич­но­сти кар­тин­ки ясно, что воз­мож­ные точки пе­ре­се­че­ния лежат на пря­мой y=x, от­ку­да ax в квад­ра­те плюс x минус 1=0 и x_1, 2= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: конец дроби 2a левая круг­лая скоб­ка минус 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс 4a конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка . Таким об­ра­зом, по­хо­же, что при a= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби си­сте­ма имеет одно ре­ше­ние (па­ра­бо­лы ка­са­ют­ся), а если  минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби мень­ше a мень­ше 0, то два. Слу­чай a боль­ше 0 не­сколь­ко более за­га­до­чен. Опять-таки ясно, что при a боль­ше 1 си­сте­ма имеет че­ты­ре ре­ше­ния, но что про­ис­хо­дит, если 0 мень­ше a мень­ше 1? Ока­зы­ва­ет­ся, па­ра­бо­лы могут пе­ре­сечь­ся в че­ты­рех точ­ках (см. рис.). Про­де­ла­ем вы­чис­ле­ния. Вы­чи­тая пер­вое урав­не­ние си­сте­мы из вто­ро­го, по­лу­ча­ем y минус x=a левая круг­лая скоб­ка y минус x пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс y пра­вая круг­лая скоб­ка , от­ку­да y=x (этот слу­чай был разо­бран), или же a левая круг­лая скоб­ка x плюс y пра­вая круг­лая скоб­ка =1. В по­след­нем слу­чае при­хо­дим к урав­не­нию 1 минус ax=a минус a в квад­ра­те x в квад­ра­те , в ко­то­ром удоб­но сде­лать за­ме­ну u=ax. По­лу­чен­ное урав­не­ние u в квад­ра­те минус u плюс левая круг­лая скоб­ка 1 минус a пра­вая круг­лая скоб­ка =0 имеет ре­ше­ние при a боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби . За­ме­тим, что если a= дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби , то u= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби и x=y= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: конец дроби 2a, т. е. три точки пе­ре­се­че­ния, рас­по­ло­жен­ные в пер­вом квад­ран­те, «скле­и­ва­ют­ся» в одну. На­ко­нец, если a=0, то x=y=1, т. е. си­сте­ма имеет одно ре­ше­ние.

 

Ответ: a при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка 0; дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

 

г) Ре­ше­ние ос­но­ва­но на идее оцен­ки подын­те­граль­но­го вы­ра­же­ния:

 0\leqslant при­над­ле­жит t_0 в сте­пе­ни 1 дробь: чис­ли­тель: x в сте­пе­ни n синус x, зна­ме­на­тель: 1 плюс x в квад­ра­те конец дроби dx\leqslant при­над­ле­жит t_0 в сте­пе­ни 1 x в сте­пе­ни n dx= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: конец дроби n плюс 1\to0 \rm при n\to бес­ко­неч­ность ,

по­это­му дан­ный ин­те­грал также стре­мит­ся к нулю.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

Мак­си­мум за сюжет 12 бал­лов. При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.