сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

а)  Ре­ши­те урав­не­ние  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс тан­генс в квад­ра­те x конец ар­гу­мен­та ко­си­нус x= минус 1.

б)  Най­ди­те мно­же­ство всех точек плос­ко­сти, яв­ля­ю­щих­ся се­ре­ди­на­ми от­рез­ков, концы ко­то­рых лежат на кри­вой y=x в кубе .

в)  Най­ди­те все такие a, при ко­то­рых функ­ция y=\lg левая круг­лая скоб­ка x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: a в квад­ра­те плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка не­чет­ная.

г)  Най­ди­те все такие b, что при любом a урав­не­ние ax плюс b=|x| имеет ре­ше­ние.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пе­ре­пи­шем урав­не­ние в виде  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс дробь: чис­ли­тель: синус в квад­ра­те x, зна­ме­на­тель: ко­си­нус в квад­ра­те x конец дроби конец ар­гу­мен­та = минус ко­си­нус x и пре­об­ра­зу­ем при усло­вии  ко­си­нус x мень­ше 0:

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: ко­си­нус в квад­ра­те x плюс синус в квад­ра­те x, зна­ме­на­тель: ко­си­нус в квад­ра­те x конец дроби конец ар­гу­мен­та = минус ко­си­нус x рав­но­силь­но  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­си­нус в квад­ра­те x конец дроби конец ар­гу­мен­та = минус ко­си­нус x рав­но­силь­но \abs дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­си­нус x конец дроби = минус ко­си­нус x рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­си­нус x конец дроби = минус ко­си­нус x рав­но­силь­но  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­си­нус x конец дроби = ко­си­нус x рав­но­силь­но  ко­си­нус в квад­ра­те x=1 рав­но­силь­но  ко­си­нус x= минус 1 рав­но­силь­но x= Пи плюс 2 Пи k, k при­над­ле­жит Z .

 

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс 2 Пи k; дробь: чис­ли­тель: 3 Пи , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс 2 Пи k : k при­над­ле­жит \Bbb Z пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

 

б)   Точка с ко­ор­ди­на­та­ми  левая круг­лая скоб­ка x, y пра­вая круг­лая скоб­ка яв­ля­ет­ся се­ре­ди­ной от­рез­ка, концы ко­то­ро­го лежат на кри­вой y=x в кубе , тогда и толь­ко тогда, когда най­дут­ся такие числа a и b, что

 левая фи­гур­ная скоб­ка \aligned a плюс b =2x, a в кубе плюс b в кубе =2y.\endaligned.

Ис­клю­чая оче­вид­ное ре­ше­ние a= минус b, при­хо­дим к урав­не­нию 3a в квад­ра­те минус 6xa плюс 4x в квад­ра­те минус дробь: чис­ли­тель: y, зна­ме­на­тель: x конец дроби =0, ко­то­рое раз­ре­ши­мо при  дробь: чис­ли­тель: y, зна­ме­на­тель: x конец дроби боль­ше или равно x в квад­ра­те .

Пункт 1б) не об­на­ру­жен в файле. Ре­ше­ния нет.

 

Ответ: на ри­сун­ке.

 

в)  При x=0 по­лу­ча­ем y=\lg левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: a в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка =\lg\absa. Но если не­чет­ная функ­ция f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка опре­де­ле­на при x=0, то f левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка =0, по­это­му либо \absa=1, либо \absa мень­ше или равно 0. Итак, оста­ет­ся про­ве­рить a=0 и a=\pm 1.

При a=0 по­лу­чим

f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =\lg левая круг­лая скоб­ка x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка =\lg левая круг­лая скоб­ка x плюс \absx пра­вая круг­лая скоб­ка ,

что опре­де­ле­но при x=1 и не опре­де­ле­но при x= минус 1, по­это­му функ­ция не будет не­чет­ной.

При a=\pm 1 по­лу­чим

f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =\lg левая круг­лая скоб­ка x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка и f левая круг­лая скоб­ка минус x пра­вая круг­лая скоб­ка =\lg левая круг­лая скоб­ка минус x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс левая круг­лая скоб­ка минус x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка =\lg левая круг­лая скоб­ка минус x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка .

До­ка­жем, что f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = минус f левая круг­лая скоб­ка минус x пра­вая круг­лая скоб­ка при всех x. Решим

\lg левая круг­лая скоб­ка x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка = минус \lg левая круг­лая скоб­ка минус x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но \lg левая круг­лая скоб­ка x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка плюс \lg левая круг­лая скоб­ка минус x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но \lg левая круг­лая скоб­ка x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка минус x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка минус x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка =1 рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но минус x в квад­ра­те плюс 1 плюс x в квад­ра­те =1 рав­но­силь­но 1=1,

что верно. Оста­лось еще объ­яс­нить, что f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка и f левая круг­лая скоб­ка минус x пра­вая круг­лая скоб­ка опре­де­ле­ны при одних и тех же x. Ясно, что при всех x боль­ше или равно 0 x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та боль­ше 0, а при x мень­ше 0  минус x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та боль­ше 0. По­сколь­ку про­из­ве­де­ние этих вы­ра­же­ний все­гда по­ло­жи­тель­но, то на самом деле оба они все­гда од­но­го знака, то есть оба по­ло­жи­тель­ны. Зна­чит, ло­га­риф­мы опре­де­ле­ны.

 

Ответ: \pm1.

г)  Изоб­ра­зим гра­фик y=\absx (см. рис.). Пря­мые y=ax плюс b про­хо­дят через точку  левая круг­лая скоб­ка 0; b пра­вая круг­лая скоб­ка на оси ор­ди­нат. По­это­му во­прос сво­дит­ся к та­ко­му  — какие точки на оси ор­ди­нат об­ла­да­ют таким свой­ством  — любая не­вер­ти­каль­ная пря­мая, про­ве­ден­ная через них, пе­ре­се­ка­ет гра­фик y=\absx? Оче­вид­но при b мень­ше 0 можно про­ве­сти го­ри­зон­таль­ную пря­мую и она не пе­ре­се­чет гра­фик, при b=0 точка  левая круг­лая скоб­ка 0; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка лежит на гра­фи­ке, а при b боль­ше 0 пря­мые с не­от­ри­ца­тель­ным k пе­ре­се­ка­ют гра­фик во вто­рой чет­вер­ти, а с от­ри­ца­тель­ным k  — в пер­вой чет­вер­ти (воз­мож­но есть и вто­рое пе­ре­се­че­ние, но это не­важ­но).

 

Ответ: b боль­ше или равно 0.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

Мак­си­мум за сюжет 12 бал­лов. При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.