сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 8194
i

На доске на­пи­са­но число 1200. Петя при­пи­сал к нему спра­ва 10 n плюс 2 пя­те­рок, где n  — не­от­ри­ца­тель­ное целое число. Вася по­ду­мал, что это ше­сте­рич­ная за­пись на­ту­раль­но­го числа x, и раз­ло­жил x на про­стые мно­жи­те­ли. Ока­за­лось, что среди них ровно два раз­лич­ных. При каких n это воз­мож­но?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

До­го­во­рим­ся ше­сте­рич­ные числа пи­сать в скоб­ках, чтобы от­ли­чать их от де­ся­тич­ных. Тогда

x= левая круг­лая скоб­ка 1200 \underbrace55 \ldots 5_10 n плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка 1201 \underbrace00 \ldots 0_10 n плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 1=289 умно­жить на 6 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 n плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 1=

= левая круг­лая скоб­ка 17 умно­жить на 6 умно­жить на 6 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 5 n пра­вая круг­лая скоб­ка минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 17 умно­жить на 6 умно­жить на 6 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 5 n пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка 102 умно­жить на 7776 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 102 умно­жить на 7776 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Если n=0, то x=101 умно­жить на 103, что нам под­хо­дит. Пусть n боль­ше или равно 1. За­ме­тим, что

 102 \bmod 101=1,  7776 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка \bmod 101= левая круг­лая скоб­ка 77 умно­жить на 101 минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка \bmod 101= левая круг­лая скоб­ка минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка .

По­ло­жим a=102 умно­жить на 7776 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка минус 1,  b=102 умно­жить на 7776 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 1. Эти числа вза­им­но про­сты, так как они не­чет­ны и раз­ли­ча­ют­ся на 2. Рас­смот­рим два слу­чая:

1)  n четно. Тогда a де­лит­ся на 101. Но a и b не имеют общих про­стых де­ли­те­лей, от­ку­да a=101 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка p пра­вая круг­лая скоб­ка при не­ко­то­ром на­ту­раль­ном p. Мы по­лу­чим

 101 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка p пра­вая круг­лая скоб­ка минус 1=102 умно­жить на 7776 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2=2 левая круг­лая скоб­ка 51 умно­жить на 7776 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ,

что не­воз­мож­но, по­сколь­ку левая часть крат­на 4, а пра­вая  — нет.

2)  n не­чет­но. Тогда b де­лит­ся на 101 и, ана­ло­гич­но, b=101 в сте­пе­ни q при не­ко­то­ром на­ту­раль­ном q. По­это­му

101 в сте­пе­ни q минус 1=102 умно­жить на 7776 в сте­пе­ни n ,

что не­воз­мож­но, по­сколь­ку левая часть крат­на 5, а пра­вая  — нет.

 

Ответ: n  =  0.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Общая схема:

0 бал­лов  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник к ре­ше­нию за­да­чи не при­сту­пал или на­ча­тый ход ре­ше­ния пол­но­стью не­ве­рен;

1 балл  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник при­сту­пил к ре­ше­нию за­да­чи, ука­зал вер­ное на­прав­ле­ние ре­ше­ния за­да­чи и по­лу­чил пра­виль­ные про­ме­жу­точ­ные ре­зуль­та­ты, но при этом не про­дви­нул­ся на­столь­ко, чтобы можно было су­дить о том, каким об­ра­зом он со­би­рал­ся по­лу­чить окон­ча­тель­ный ответ (то есть весь ход ре­ше­ния не пред­став­лен);

2 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если вы­бран­ный участ­ни­ком ход ре­ше­ния за­да­чи яв­ля­ет­ся в прин­ци­пе пра­виль­ным, но при этом участ­ник не смог его ре­а­ли­зо­вать в силу серьёзных оши­бок;

3 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если ре­ше­ние яв­ля­ет­ся в целом пра­виль­ным, но со­дер­жит ошиб­ки, по­вли­яв­шие на ответ;

4 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник решил за­да­чу в целом пра­виль­но и по­лу­чил вер­ный ответ; при этом в ре­ше­нии до­пус­ка­ют­ся не­зна­чи­тель­ные не­точ­но­сти.

 

Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на оцен­ку.

1.  Одна из ос­нов­ных целей Олим­пи­а­ды  — вы­яв­ле­ние у обу­ча­ю­щих­ся твор­че­ских спо­соб­но­стей. По­это­му в слу­чае пред­став­ле­ния участ­ни­ком ин­те­рес­но­го ори­ги­наль­но­го под­хо­да к ре­ше­нию за­да­чи, оцен­ка за ре­ше­ние может быть уве­ли­че­на на 1 балл.

2.  Пра­виль­ный ответ к за­да­че, при­ве­ден­ный без до­ста­точ­ных обос­но­ва­ний, либо при на­ли­чии оши­бок в ре­ше­нии, либо при от­сут­ствии ре­ше­ния, не ведёт к уве­ли­че­нию оцен­ки, ко­то­рая вы­став­ля­ет­ся участ­ни­ку за дан­ную за­да­чу.

3.  Если участ­ник не довел за­да­чу до от­ве­та, то ито­го­вая оцен­ка за дан­ную за­да­чу не может пре­вы­шать 1 балл.

4.  Если за­да­ча ре­ше­на пе­ре­бо­ром воз­мож­ных ва­ри­ан­тов, и при этом пе­ре­бор не­пол­ный, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 1 балла. Если участ­ник по­до­брал част­ное ре­ше­ние без обос­но­ва­ния и про­ве­рил его пра­виль­ность, то в этом слу­чае за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 0,5 бал­лов.

5.  Если за­да­ча ре­ше­на при до­пол­ни­тель­ном пред­по­ло­же­нии, ко­то­рое от­сут­ству­ет в усло­вии, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся

а)  до 1 балла, если это пред­по­ло­же­ние можно до­ка­зать;

б)  до 0,5 бал­лов, если оно не обя­за­но вы­пол­нять­ся, но не про­ти­во­ре­чит усло­вию за­да­чи;

в)  0 бал­лов, если оно про­ти­во­ре­чит усло­вию.

6.  Если в ра­бо­те при­ве­де­ны два ре­ше­ния или от­ве­та к одной за­да­че, про­ти­во­ре­ча­щие друг другу, то за за­да­чу ста­вит­ся 0 бал­лов.