сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

В 101-знач­ной де­ся­тич­ной за­пи­си числа n ис­поль­зу­ют­ся 11 еди­ниц с рав­ным ко­ли­че­ством нулей между ними (дру­гих цифр в за­пи­си нет). Най­ди­те сумму цифр де­ся­тич­ной за­пи­си числа n2.

The 101-digits decimal notation of n uses 11 digits «1» with an equal number of zeros between them (there are no other digits in the notation). Find the sum of the decimal digits of n2.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пред­ста­вим n в виде

 1 плюс 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 20 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс умно­жить на s плюс 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 100 пра­вая круг­лая скоб­ка =\sum_k=0 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 пра­вая круг­лая скоб­ка 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 k пра­вая круг­лая скоб­ка ,  n в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка \sum_k=0 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 пра­вая круг­лая скоб­ка 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 k пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =\sum_k=0 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 пра­вая круг­лая скоб­ка 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 20 k пра­вая круг­лая скоб­ка плюс \sum_0 мень­ше или равно i, j мень­ше или равно 10 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 левая круг­лая скоб­ка i плюс j пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка .

В раз­ря­дах, но­ме­ра ко­то­рых не крат­ны 10, будут сто­ять нули (за ис­клю­че­ни­ем, воз­мож­но, не­ко­то­рых, в ко­то­рых будут сто­ять еди­ни­цы, что мы и уви­дим далее).

Оче­вид­но, в ну­ле­вом раз­ря­де числа n2 будет сто­ять еди­ни­ца. Сла­га­е­мые, со­от­вет­ству­ю­щие i боль­ше 1, никак не по­вли­я­ют на цифру, сто­я­щую в 10-м раз­ря­де. Ана­ло­гич­но, сла­га­е­мые, со­от­вет­ству­ю­щие i боль­ше m для вся­ко­го на­ту­раль­но­го m мень­ше 10, не по­вли­я­ют на цифру, сто­я­щую в 10 m раз­ря­де. Оста­лось под­счи­тать, сколь­ко сла­га­е­мых со­от­вет­ству­ют вся­ким i мень­ше или равно m для каж­до­го из этих m. Не­труд­но убе­дить­ся, что в 10-м раз­ря­де будет сто­ять цифра 2, в 20-м  — цифра 3 и т. д. до 90-го раз­ря­да, со­от­вет­ству­ю­ще­го m=9, по­сколь­ку число 9 пред­став­ля­ет­ся в виде суммы двух целых не­от­ри­ца­тель­ных чисел  левая круг­лая скоб­ка i плюс j пра­вая круг­лая скоб­ка 10 спо­со­ба­ми  — зна­чит, в 90-м раз­ря­де будет сто­ять ноль, а в 91-м  — еди­ни­ца. Ана­ло­гич­но, в 100-м раз­ря­де будет сто­ять еди­ни­ца, как и в 101-м, по­то­му что число 10 пред­ста­ви­мо в виде  левая круг­лая скоб­ка i плюс j пра­вая круг­лая скоб­ка 11 спо­со­ба­ми (i, j  — целые не­от­ри­ца­тель­ные числа). Оста­лось пред­ста­вить каж­дое из на­ту­раль­ных чисел от 11 до 20 в виде суммы двух целых не­от­ри­ца­тель­ных чисел, не пре­вос­хо­дя­щих 10.

Итак, сумма цифр числа n2 равна

1 плюс 2 плюс 3 плюс умно­жить на s плюс 9 плюс 1 плюс 1 плюс 1 плюс 1 плюс 9 плюс 8 плюс 7 плюс умно­жить на s плюс 2 плюс 1=2 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 1 плюс умно­жить на s плюс 9 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 4=94.

Ответ: 94.

 

Let's represent n as

 1 плюс 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 20 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс умно­жить на s плюс 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 100 пра­вая круг­лая скоб­ка =\sum_k=0 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 пра­вая круг­лая скоб­ка 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 k пра­вая круг­лая скоб­ка ,  n в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка \sum_k=0 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 пра­вая круг­лая скоб­ка 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 k пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =\sum_k=0 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 пра­вая круг­лая скоб­ка 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 20 k пра­вая круг­лая скоб­ка плюс \sum_0 мень­ше или равно i, j мень­ше или равно 10 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 левая круг­лая скоб­ка i плюс j пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка .

The digits which numbers are not multiples of 10, will contain zeros (except, perhaps, some which we will see later). Obviously, the zero position of the number n2 will contain one. The terms corresponding to i боль­ше 1 will not affect the 10th digit in any way. Similarly, the terms corresponding to i боль­ше m for any positive integer m мень­ше 10 will not affect the digit in the 10m-th position. It remains to calculate how many terms correspond to each i мень­ше или равно m for each of these m. It is easy to make sure that the 10th digit will contain digit 2, the 20th  — digit 3, etc. up to the 90th position, corresponding to m=9, since the number 9 is represented as a sum of two non-negative integers  левая круг­лая скоб­ка i плюс j пра­вая круг­лая скоб­ка in 10 ways  — that means that in the 90th position there will be zero, and in 91-st there will be digit «1». Similarly, in the 100 th position there will be «1», as in the 101 st, because the number 10 can be represented as  левая круг­лая скоб­ка i плюс j пра­вая круг­лая скоб­ка in 11 ways (i, j are non-negative integers). It remains to represent each of the integers from 11 to 20 as a sum of two non-negative integers not exceeding 10.

So, the sum of the digits of the number n2 is equal to

1 плюс 2 плюс 3 плюс умно­жить на s плюс 9 плюс 1 плюс 1 плюс 1 плюс 1 плюс 9 плюс 8 плюс 7 плюс умно­жить на s плюс 2 плюс 1=2 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 1 плюс умно­жить на s плюс 9 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 4=94.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Опи­са­ние си­сте­мы бал­лов за ре­ше­ние задач

I. Пер­вич­ная оцен­ка ре­ше­ния каж­дой за­да­чи вы­став­ля­ет­ся по 5-балль­ной шкале, где

0 — за­да­ча не ре­ше­на или ре­ше­на не­вер­но из-за гру­бых оши­бок в рас­суж­де­ни­ях;

1 — за­да­ча ре­ше­на не­вер­но, но при­сут­ству­ет пло­до­твор­ная идея, при­ме­ни­мая для ре­ше­ния за­да­чи;

2 — за­да­ча ре­ше­на не­вер­но, но при­сут­ству­ет и ча­стич­но при­ме­не­на пло­до­твор­ная идея, до­стиг­нут не­ко­то­рый про­гресс в ре­ше­нии;

3 — за­да­ча ре­ше­на ча­стич­но либо пол­но­стью, но с су­ще­ствен­ны­ми ариф­ме­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми при на­ли­чии пра­виль­но­го хода рас­суж­де­ний;

4 — за­да­ча ре­ше­на верно, но с не­зна­чи­тель­ны­ми ошиб­ка­ми;

5 — за­да­ча пол­но­стью ре­ше­на.

II. Для каж­дой за­да­чи вы­чис­ля­ет­ся сред­ний балл (M) по ре­зуль­та­там ее ре­ше­ния всеми участ­ни­ка­ми.

III. Ве­со­вой ко­эф­фи­ци­ент (K) каж­дой за­да­чи вы­чис­ля­ет­ся по про­стой фор­му­ле:

 K=10 минус 1,8 умно­жить на M .

Таким об­ра­зом, ве­со­вой ко­эф­фи­ци­ент за­да­чи может из­ме­нять­ся в пре­де­лах от 1 до 10 в за­ви­си­мо­сти от сред­не­го балла участ­ни­ков за эту за­да­чу.

IV. Балл каж­до­го участ­ни­ка за каж­дую за­да­чу умно­жа­ет­ся на ве­со­вой ко­эф­фи­ци­ент этой за­да­чи.

V. Баллы, на­бран­ные участ­ни­ком, сум­ми­ру­ют­ся с округ­ле­ни­ем до бли­жай­ше­го це­ло­го в боль­шую сто­ро­ну.

 

Specification of the score system

I. Pre-score of the solution to each problem is set on a 5-point scale, where

0 — a task was not solved or solved incorrectly due to gross reasoning blunder;

1 — a task was solved incorrectly but there is a fruitful idea that can be used to solve the task;

2 — a task was solved incorrectly but a fruitful idea is present and partially applied, some progress has been made in the solution;

3 — a task was solved partially or completely but with significant arithmetic errors in the presence of the correct line of reasoning;

4 — a task was solved correctly but with minor errors;

5 — a task was solved completely.

II. An average score (M) is calculated based on the results of all participants for each task.

III. The weighting factor (K) of each task is calculated using a simple formula:

 K=10 минус 1,8 умно­жить на M.

Thus, the weighting coefficient of a task can vary from 1 to 10 , depending on the average score of the participants for this task.

IV. Each participant's score for each task is multiplied by the weighting factor of that task.

V. The points scored by the participant are summed and rounded up to the nearest integer.