сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Васе за­да­ли на дом урав­не­ние x в квад­ра­те плюс p_1x плюс q_1 = 0, где p1 и q1  — целые числа. Он нашел его корни p2 и q2 и на­пи­сал новое урав­не­ние x в квад­ра­те плюс p_2x плюс q_2 = 0. По­вто­рив опе­ра­цию еще три­жды, Вася за­ме­тил, что он решал 4 квад­рат­ных урав­не­ния и каж­дое имело два раз­лич­ных целых корня (если из двух воз­мож­ных урав­не­ний два раз­лич­ных корня имело ровно одно, то Вася все­гда вы­би­рал его, а если оба  — любое). Од­на­ко, как ни ста­рал­ся Вася, у него не по­лу­чи­лось со­ста­вить пятое урав­не­ние так, чтобы оно имело два раз­лич­ных ве­ще­ствен­ных корня, и Вася силь­но рас­стро­ил­ся. Какое урав­не­ние Васе за­да­ли на дом?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пятое урав­не­ние с це­лы­ми ко­эф­фи­ци­ен­та­ми не долж­но иметь раз­лич­ных ве­ще­ствен­ных кор­ней. Зна­чит, если его ко­эф­фи­ци­ен­ты обо­зна­чить через p5 и q5, то, срав­ни­вая дис­кри­ми­нант с нулем, по­лу­ча­ем два усло­вия: p_5 в квад­ра­те мень­ше или равно 4 q_5 и q_5 в квад­ра­те мень­ше или равно 4 p_5. Решим эту си­сте­му. Оба числа долж­ны быть по­ло­жи­тель­ны, и при этом, воз­во­дя в квад­рат пер­вое не­ра­вен­ство и под­став­ляя усло­вие из вто­ро­го, по­лу­ча­ем p_5 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 64 p_5. От­сю­да оба числа мень­ше 5, и пе­ре­бо­ром на­хо­дим един­ствен­ную под­хо­дя­щую пару: 1 и 2.

Най­ден­ные ко­эф­фи­ци­ен­ты пя­то­го урав­не­ния яв­ля­ют­ся кор­ня­ми чет­вер­то­го; по тео­ре­ме Виета на­хо­дим само чет­вер­тое урав­не­ние: x в квад­ра­те минус 3 x плюс 2=0. Про­дол­жая при­ме­нять тео­ре­му Виета, по­сле­до­ва­тель­но на­хо­дим тре­тье, вто­рое и, на­ко­нец, пер­вое урав­не­ния:

x в квад­ра­те плюс x минус 6=0, x в квад­ра­те плюс 5 x минус 6=0,  x в квад­ра­те плюс x минус 30=0.

Зна­чит, Васе за­да­ли урав­не­ние x в квад­ра­те плюс x минус 30=0.

 

Ответ: Васе за­да­ли урав­не­ние x в квад­ра­те плюс x минус 30=0.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

1)  Толь­ко ответ не оце­ни­ва­ет­ся.

2)  Вы­пи­са­ны оба усло­вия на дис­кри­ми­нант из того, что у по­след­не­го урав­не­ния нет ве­ще­ствен­ных кор­ней  — не менее «− / +».

3)  Усло­вия на дис­кри­ми­нант вы­пи­са­ны, после чего де­ла­ет­ся не­обос­но­ван­ный вывод, что под усло­вия под­хо­дит толь­ко пара (1, 2), осталь­ное верно  — «+ / −».

4)  Ре­шен­ная за­да­ча с оди­на­ко­вы­ми ко­эф­фи­ци­ен­та­ми у 5-го урав­не­ния не оце­ни­ва­ет­ся.