сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Окруж­ность ω опи­са­на во­круг рав­но­бед­рен­но­го тре­уголь­ни­ка ABC. Про­дол­же­ние вы­со­ты BB1, опу­щен­ной на бо­ко­вую сто­ро­ну AC, пе­ре­се­ка­ет окруж­ность ω в точке D. Из точки C опу­ще­ны пер­пен­ди­ку­ля­ры CC1 на бо­ко­вую сто­ро­ну AB и CH на пря­мую AD. До­ка­жи­те, что S_BCB_1C_1 боль­ше или равно S_HCC_1.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть M  — се­ре­ди­на ос­но­ва­ния BC, а T  — точка пе­ре­се­че­ния высот тре­уголь­ни­ка ABC. Из рав­но­бед­рен­но­сти тре­уголь­ни­ка ABC от­ре­зок AM яв­ля­ет­ся бис­сек­три­сой и вы­со­той. По­ло­жим \angle B A C=2 альфа . Тогда

 \angle C A D=\angle C B D=\angle C B B_1=90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle B C A= альфа .

Пря­мо­уголь­ные тре­уголь­ни­ки AMC и AHC равны, по­сколь­ку они имеют общую сто­ро­ну и рав­ные углы \angle C A M= альфа =\angle C A H. В част­но­сти, C H=C M, и точки M и H сим­мет­рич­ны от­но­си­тель­но пря­мой AC. Точки D и T также сим­мет­рич­ны от­но­си­тель­но пря­мой AC, по­сколь­ку пря­мо­уголь­ные тре­уголь­ни­ки AB1D и AB1T равны. Тогда тре­уголь­ни­ки DCH и TCM сим­мет­рич­ны от­но­си­тель­но пря­мой AC. По­это­му \angle D C H=\angle T C M и

 \angle H C C_1=\angle D C B=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle D A B=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус 3 альфа .

С дру­гой сто­ро­ны, че­ты­рех­уголь­ник CB1DH впи­сан­ный (у него два про­ти­во­по­лож­ных угла пря­мые), от­ку­да

\angle C H B_1=\angle C D B_1=\angle B A C=2 альфа .

На­ко­нец, че­ты­рех­уголь­ник BCB1C1 также впи­сан­ный (так как \angle B B_1 C=\angle C C_1 B=90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка , по­это­му \angle C C_1 B=\angle C B B_1= альфа . Стало быть, в че­ты­рех­уголь­ни­ке CC1B1H сумма трех углов

 \angle C C_1 B плюс \angle C H B_1 плюс \angle H C C_1= альфа плюс 2 альфа плюс левая круг­лая скоб­ка 180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус 3 альфа пра­вая круг­лая скоб­ка =180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка .

Сле­до­ва­тель­но, точка B1 лежит на от­рез­ке HC1. По­это­му тре­бу­е­мое не­ра­вен­ство можно за­пи­сать в виде

 S_\triangle C C_1 B_1 плюс S_\triangle C C_1 B=S_B C B_1 C_1 боль­ше или равно S_\triangle H C C_1=S_\triangle H C C_1 B_1=S_\triangle C C_1 B_1 плюс S_\triangle C H B_1 .

Зна­чит, оста­лось по­нять, что S_\triangle C C_1 B боль­ше или равно S_\triangle C H B_1. Но тре­уголь­ни­ки CHB1 и CMB1 сим­мет­рич­ны от­но­си­тель­но пря­мой AC, по­это­му их пло­ща­ди равны, и надо лишь по­ка­зать, что S_\triangle C C_1 B боль­ше или равно S_\triangle C M B_1. Это уже оче­вид­но, по­сколь­ку у этих тре­уголь­ни­ков оди­на­ко­вые вы­со­ты, а ос­но­ва­ния от­ли­ча­ют­ся в два раза.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Общая схема:

0 бал­лов  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник к ре­ше­нию за­да­чи не при­сту­пал или на­ча­тый ход ре­ше­ния пол­но­стью не­ве­рен;

1 балл  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник при­сту­пил к ре­ше­нию за­да­чи, ука­зал вер­ное на­прав­ле­ние ре­ше­ния за­да­чи и по­лу­чил пра­виль­ные про­ме­жу­точ­ные ре­зуль­та­ты, но при этом не про­дви­нул­ся на­столь­ко, чтобы можно было су­дить о том, каким об­ра­зом он со­би­рал­ся по­лу­чить окон­ча­тель­ный ответ (то есть весь ход ре­ше­ния не пред­став­лен);

2 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если вы­бран­ный участ­ни­ком ход ре­ше­ния за­да­чи яв­ля­ет­ся в прин­ци­пе пра­виль­ным, но при этом участ­ник не смог его ре­а­ли­зо­вать в силу серьёзных оши­бок;

3 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если ре­ше­ние яв­ля­ет­ся в целом пра­виль­ным, но со­дер­жит ошиб­ки, по­вли­яв­шие на ответ;

4 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник решил за­да­чу в целом пра­виль­но и по­лу­чил вер­ный ответ; при этом в ре­ше­нии до­пус­ка­ют­ся не­зна­чи­тель­ные не­точ­но­сти.

 

Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на оцен­ку.

1.  Одна из ос­нов­ных целей Олим­пи­а­ды  — вы­яв­ле­ние у обу­ча­ю­щих­ся твор­че­ских спо­соб­но­стей. По­это­му в слу­чае пред­став­ле­ния участ­ни­ком ин­те­рес­но­го ори­ги­наль­но­го под­хо­да к ре­ше­нию за­да­чи, оцен­ка за ре­ше­ние может быть уве­ли­че­на на 1 балл.

2.  Пра­виль­ный ответ к за­да­че, при­ве­ден­ный без до­ста­точ­ных обос­но­ва­ний, либо при на­ли­чии оши­бок в ре­ше­нии, либо при от­сут­ствии ре­ше­ния, не ведёт к уве­ли­че­нию оцен­ки, ко­то­рая вы­став­ля­ет­ся участ­ни­ку за дан­ную за­да­чу.

3.  Если участ­ник не довел за­да­чу до от­ве­та, то ито­го­вая оцен­ка за дан­ную за­да­чу не может пре­вы­шать 1 балл.

4.  Если за­да­ча ре­ше­на пе­ре­бо­ром воз­мож­ных ва­ри­ан­тов, и при этом пе­ре­бор не­пол­ный, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 1 балла. Если участ­ник по­до­брал част­ное ре­ше­ние без обос­но­ва­ния и про­ве­рил его пра­виль­ность, то в этом слу­чае за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 0,5 бал­лов.

5.  Если за­да­ча ре­ше­на при до­пол­ни­тель­ном пред­по­ло­же­нии, ко­то­рое от­сут­ству­ет в усло­вии, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся

а)  до 1 балла, если это пред­по­ло­же­ние можно до­ка­зать;

б)  до 0,5 бал­лов, если оно не обя­за­но вы­пол­нять­ся, но не про­ти­во­ре­чит усло­вию за­да­чи;

в)  0 бал­лов, если оно про­ти­во­ре­чит усло­вию.

6.  Если в ра­бо­те при­ве­де­ны два ре­ше­ния или от­ве­та к одной за­да­че, про­ти­во­ре­ча­щие друг другу, то за за­да­чу ста­вит­ся 0 бал­лов.