сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Дан тре­уголь­ник ABC. На его сто­ро­нах BC, CA и AB со­от­вет­ствен­но вы­бра­ны такие точки A1, B1 и C1, что че­ты­рех­уголь­ник AB1A1C1 яв­ля­ет­ся впи­сан­ным. До­ка­жи­те, что

 дробь: чис­ли­тель: S_A_1B_1C_1, зна­ме­на­тель: S_ABC конец дроби мень­ше или равно левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: B_1C_1, зна­ме­на­тель: AA_1 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Про­длим от­ре­зок AA1 до пе­ре­се­че­ния с опи­сан­ной окруж­но­стью тре­уголь­ни­ка ABC и обо­зна­чим точку пе­ре­се­че­ния через P. Из впи­сан­но­сти че­ты­рех­уголь­ни­ков AB1A1C1 и ABPC имеем ра­вен­ства углов:

\angle A_1 B_1 C_1=\angle A_1 A C_1=\angle P A B=\angle P C B

и

\angle A_1 C_1 B_1=\angle A_1 A B_1=\angle P A C=\angle P B C.

Сле­до­ва­тель­но, тре­уголь­ни­ки A1B1C1 и PCB по­доб­ны по двум углам. Тогда

 дробь: чис­ли­тель: S_\triangle A_1 B_1 C_1, зна­ме­на­тель: S_\triangle P C B конец дроби = дробь: чис­ли­тель: B_1 C_1 в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: B C в квад­ра­те конец дроби .

С дру­гой сто­ро­ны,

 дробь: чис­ли­тель: S_\triangle P C B, зна­ме­на­тель: S_\triangle A B C конец дроби = дробь: чис­ли­тель: P A_1, зна­ме­на­тель: A A_1 конец дроби ,

по­сколь­ку ос­но­ва­ния у них общие, а от­но­ше­ние высот равно от­но­ше­нию от­рез­ков AA1 и PA1.

Таким об­ра­зом,

 дробь: чис­ли­тель: S_\triangle A_1 B_1 C_1, зна­ме­на­тель: S_\triangle A B C конец дроби = дробь: чис­ли­тель: S_\triangle A_1 B_1 C_1, зна­ме­на­тель: S_\triangle P C B конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: S_\triangle P C B, зна­ме­на­тель: S_\triangle A B C конец дроби = дробь: чис­ли­тель: B_1 C_1 в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: B C в квад­ра­те конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: P A_1, зна­ме­на­тель: A A_1 конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: B_1 C_1 в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: A A_1 в квад­ра­те конец дроби .

По­след­нее не­ра­вен­ство после со­кра­ще­ний и до­мно­же­ния на зна­ме­на­те­ли при­во­дит­ся к виду 4 умно­жить на P A_1 умно­жить на A A_1 мень­ше или равно B C в квад­ра­те . Но из по­до­бия тре­уголь­ни­ков A A_1 C и B A_1 P сле­ду­ет, что P A_1 умно­жить на A A_1=B A_1 умно­жить на C A_1. По­это­му

 4 умно­жить на P A_1 A умно­жить на A_1=4 умно­жить на B A_1 умно­жить на C A_1 мень­ше или равно левая круг­лая скоб­ка B A_1 плюс C A_1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =B C в квад­ра­те .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Общая схема:

0 бал­лов  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник к ре­ше­нию за­да­чи не при­сту­пал или на­ча­тый ход ре­ше­ния пол­но­стью не­ве­рен;

1 балл  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник при­сту­пил к ре­ше­нию за­да­чи, ука­зал вер­ное на­прав­ле­ние ре­ше­ния за­да­чи и по­лу­чил пра­виль­ные про­ме­жу­точ­ные ре­зуль­та­ты, но при этом не про­дви­нул­ся на­столь­ко, чтобы можно было су­дить о том, каким об­ра­зом он со­би­рал­ся по­лу­чить окон­ча­тель­ный ответ (то есть весь ход ре­ше­ния не пред­став­лен);

2 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если вы­бран­ный участ­ни­ком ход ре­ше­ния за­да­чи яв­ля­ет­ся в прин­ци­пе пра­виль­ным, но при этом участ­ник не смог его ре­а­ли­зо­вать в силу серьёзных оши­бок;

3 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если ре­ше­ние яв­ля­ет­ся в целом пра­виль­ным, но со­дер­жит ошиб­ки, по­вли­яв­шие на ответ;

4 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник решил за­да­чу в целом пра­виль­но и по­лу­чил вер­ный ответ; при этом в ре­ше­нии до­пус­ка­ют­ся не­зна­чи­тель­ные не­точ­но­сти.

 

Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на оцен­ку.

1.  Одна из ос­нов­ных целей Олим­пи­а­ды  — вы­яв­ле­ние у обу­ча­ю­щих­ся твор­че­ских спо­соб­но­стей. По­это­му в слу­чае пред­став­ле­ния участ­ни­ком ин­те­рес­но­го ори­ги­наль­но­го под­хо­да к ре­ше­нию за­да­чи, оцен­ка за ре­ше­ние может быть уве­ли­че­на на 1 балл.

2.  Пра­виль­ный ответ к за­да­че, при­ве­ден­ный без до­ста­точ­ных обос­но­ва­ний, либо при на­ли­чии оши­бок в ре­ше­нии, либо при от­сут­ствии ре­ше­ния, не ведёт к уве­ли­че­нию оцен­ки, ко­то­рая вы­став­ля­ет­ся участ­ни­ку за дан­ную за­да­чу.

3.  Если участ­ник не довел за­да­чу до от­ве­та, то ито­го­вая оцен­ка за дан­ную за­да­чу не может пре­вы­шать 1 балл.

4.  Если за­да­ча ре­ше­на пе­ре­бо­ром воз­мож­ных ва­ри­ан­тов, и при этом пе­ре­бор не­пол­ный, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 1 балла. Если участ­ник по­до­брал част­ное ре­ше­ние без обос­но­ва­ния и про­ве­рил его пра­виль­ность, то в этом слу­чае за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 0,5 бал­лов.

5.  Если за­да­ча ре­ше­на при до­пол­ни­тель­ном пред­по­ло­же­нии, ко­то­рое от­сут­ству­ет в усло­вии, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся

а)  до 1 балла, если это пред­по­ло­же­ние можно до­ка­зать;

б)  до 0,5 бал­лов, если оно не обя­за­но вы­пол­нять­ся, но не про­ти­во­ре­чит усло­вию за­да­чи;

в)  0 бал­лов, если оно про­ти­во­ре­чит усло­вию.

6.  Если в ра­бо­те при­ве­де­ны два ре­ше­ния или от­ве­та к одной за­да­че, про­ти­во­ре­ча­щие друг другу, то за за­да­чу ста­вит­ся 0 бал­лов.