сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 29 № 1114
i

По­сле­до­ва­тель­ность  левая фи­гур­ная скоб­ка x_n пра­вая фи­гур­ная скоб­ка , на­чаль­ный член x_0 ко­то­рой  — на­ту­раль­ное число, за­да­на со­от­но­ше­ни­я­ми

 x_n плюс 1= си­сте­ма вы­ра­же­ний дробь: чис­ли­тель: x_n, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , если число x_n четно; x_n плюс 7, если оно не­чет­но. конец си­сте­мы .

а)  Най­ди­те все пе­ри­о­ди­че­ские по­сле­до­ва­тель­но­сти дан­но­го вида.

б)  До­ка­жи­те, что вся­кая по­сле­до­ва­тель­ность дан­но­го вида имеет пе­ри­о­ди­че­ский «хвост», т. е. для нее най­дут­ся такие на­ту­раль­ные числа N и t, что x_n плюс t=x_n для вся­ко­го n боль­ше или равно N.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Най­ди­те все пе­ри­о­ди­че­ские по­сле­до­ва­тель­но­сти дан­но­го вида.

От­ме­тим, что если xn не­чет­но, то x_n плюс 1=x_n плюс 7 четно и

x_n плюс 2= дробь: чис­ли­тель: x_n плюс 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: x_n плюс 7, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби мень­ше x_n

при x_n боль­ше 7. Если же xn четно, то x_n плюс 1= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби x_n мень­ше x_n. Итак, если в по­сле­до­ва­тель­но­сти есть число, боль­шее, чем 7, то один из сле­ду­ю­щих чле­нов по­сле­до­ва­тель­но­сти будет мень­ше него. По­это­му в пе­ри­о­ди­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти наи­мень­ший эле­мент пе­ри­о­да не пре­вос­хо­дит 7. По­про­бу­ем на­чать по­сле­до­ва­тель­но­сти с таких чисел. Со­ста­вим 1\mapsto 8\mapsto 4\mapsto 2\mapsto 1 (за­од­но разо­бра­ны числа 2, 4, 8 и по­сле­до­ва­тель­но­сти, на­чи­на­ю­щи­е­ся с них); 3\mapsto 10\mapsto 5\mapsto 12\mapsto 6\mapsto 3 (за­од­но разо­бра­ны числа 5, 6, 10, 12 и по­сле­до­ва­тель­но­сти, на­чи­на­ю­щи­е­ся с них); 7\mapsto 14\mapsto 7 (за­од­но разо­бра­но число 14).

Итак, пе­ри­о­ди­че­ские по­сле­до­ва­тель­но­сти могут на­чи­нать­ся толь­ко с чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 14.

б)  До­ка­жи­те, что вся­кая по­сле­до­ва­тель­ность дан­но­го вида имеет пе­ри­о­ди­че­ский «хвост», т. е. для нее най­дут­ся такие на­ту­раль­ные числа N и t, что x_n плюс t=x_n для вся­ко­го n боль­ше или равно N.

Из до­ка­зан­но­го выше сле­ду­ет, что для лю­бо­го члена по­сле­до­ва­тель­но­сти, ко­то­рый боль­ше семи, най­дет­ся член по­сле­до­ва­тель­но­сти, мень­ший дан­но­го. Зна­чит, в любой по­сле­до­ва­тель­но­сти можно найти член, не пре­вос­хо­дя­щий 7. На­чи­ная с него по­сле­до­ва­тель­ность ока­жет­ся пе­ри­о­дич­на.

 

Ответ: а) один­на­дцать по­сле­до­ва­тель­но­стей с на­чаль­ны­ми чле­на­ми из мно­же­ства  левая фи­гур­ная скоб­ка 1,2, \ldots, 7, 8, 10, 12, 14 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

Мак­си­мум за сюжет 12 бал­лов. При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.