сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

а)  Су­ще­ству­ет ли гео­мет­ри­че­ская про­грес­сия, среди чле­нов ко­то­рой име­ют­ся числа 2, 3 и 5?

б)  Ре­ши­те урав­не­ние  левая квад­рат­ная скоб­ка 2 ко­си­нус 3x пра­вая квад­рат­ная скоб­ка =2 синус 2x (здесь  левая квад­рат­ная скоб­ка . пра­вая квад­рат­ная скоб­ка   — это целая часть числа, т. е. наи­боль­шее целое число, его не пре­вос­хо­дя­щее).

в)  Най­ди­те ко­ли­че­ство ле­жа­щих на кри­вой x в квад­ра­те минус y в квад­ра­те =2000 точек плос­ко­сти, ко­ор­ди­на­ты ко­то­рых суть целые числа.

г)  Два шах­ма­ти­ста иг­ра­ют матч до пер­вой по­бе­ды. Из­вест­но, что во встре­чах друг с дру­гом каж­дый из них, играя бе­лы­ми фи­гу­ра­ми, по­беж­да­ет с ве­ро­ят­но­стью  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , а про­иг­ры­ва­ет с ве­ро­ят­но­стью  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби (тем самым с ве­ро­ят­но­стью  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби в каж­дой из пар­тий фик­си­ру­ет­ся ничья). Если в 40 пар­ти­ях матча будет за­фик­си­ро­ва­на ничья, то для опре­де­ле­ния по­бе­ди­те­ля ки­да­ют жре­бий. Оце­ни­те (с ра­зум­ной точ­но­стью) шансы на вы­иг­рыш того иг­ро­ка, с хода ко­то­ро­го нач­нет­ся этот матч.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Дей­стви­тель­но, если 3=2q в сте­пе­ни k и 5=2q в сте­пе­ни n , то  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни n = левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни k , т. e. 3 в сте­пе­ни n =5 в сте­пе­ни k умно­жить на 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n минус k пра­вая круг­лая скоб­ка , что не­воз­мож­но.

 

Ответ: Нет, не су­ще­ству­ет.

 

б)  Так как левая часть урав­не­ния может при­ни­мать лишь зна­че­ния a при­над­ле­жит левая фи­гур­ная скоб­ка 0, \pm1, \pm2 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка , то осу­ще­ствим пе­ре­бор.

Пусть a=2. Тогда  синус 2x=1, от­ку­да x= дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: p конец дроби i4 плюс Пи k. Имеем 3x= дробь: чис­ли­тель: 3 Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс 3 Пи k, так что  левая квад­рат­ная скоб­ка 2 ко­си­нус 3x пра­вая квад­рат­ная скоб­ка мень­ше 2 и этот слу­чай не­воз­мо­жен.

Пусть a=1:  синус 2x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , x= дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: p конец дроби i12 плюс Пи k или x= дробь: чис­ли­тель: 5 Пи , зна­ме­на­тель: 12 конец дроби плюс Пи n. В пер­вом слу­чае 3x= дробь: чис­ли­тель: 3 Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс 3 Пи k. Из зна­че­ний  ко­си­нус 3x=\pm дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби нам под­хо­дит толь­ко  дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ( левая квад­рат­ная скоб­ка ко­рень из 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка =1), по­это­му число k долж­но быть чет­ным. Во вто­ром слу­чае, на­о­бо­рот, n  — не­чет­но. По­это­му x= дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: p конец дроби i12 плюс 2 Пи k или x= Пи плюс дробь: чис­ли­тель: 5 Пи , зна­ме­на­тель: 12 конец дроби плюс 2 Пи n.

Пусть a=0: x= дробь: чис­ли­тель: Пи k, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,  ко­си­нус 3x при­над­ле­жит левая фи­гур­ная скоб­ка 0, \pm1 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка . Таким об­ра­зом, x= дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: p конец дроби i2 плюс Пи k.

Пусть a= минус 1:  синус 2x= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , x= минус дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: p конец дроби i12 плюс Пи k или x= минус дробь: чис­ли­тель: 5 Пи , зна­ме­на­тель: 12 конец дроби плюс Пи n. В этом слу­чае 2 ко­си­нус 3x= минус 2; 1, так что ре­ше­ний нет.

На­ко­нец, пусть a= минус 2. Тогда x= минус дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: p конец дроби i4 плюс Пи k, а число k долж­но быть четно. Таким об­ра­зом, x= минус дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: p конец дроби i4 плюс 2 Пи k.

 

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: p конец дроби i2 плюс Пи k; минус дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: p конец дроби i4 плюс 2 Пи k; дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: p конец дроби i12 плюс 2 Пи k; минус дробь: чис­ли­тель: 7 Пи , зна­ме­на­тель: 12 конец дроби плюс 2 Пи k : k при­над­ле­жит \Bbb Z пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

 

в)  Имеем:  левая круг­лая скоб­ка x плюс y пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус y пра­вая круг­лая скоб­ка =2 в сте­пе­ни 4 5 в кубе . Так как числа x + y и x − y, бу­дучи це­лы­ми, имеют оди­на­ко­вую чет­ность, то x=2a и y=2b, где ab=2 в квад­ра­те 5 в кубе . Таким об­ра­зом, ко­ли­че­ство ре­ше­ний дан­но­го урав­не­ния сов­па­да­ет с ко­ли­че­ством чисел вида \pm2 в сте­пе­ни s 5 в сте­пе­ни t , где s  =  0, 1, 2, и t  =  0, 1, 2, 3.

 

Ответ: 24 точки.

 

г)  Ве­ро­ят­ность того, что все 40 пар­тий за­кон­чат­ся вни­чью, равна 4 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 40 пра­вая круг­лая скоб­ка =2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 80 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 24 пра­вая круг­лая скоб­ка , по­это­му будем счи­тать, что матч про­дол­жа­ет­ся до пер­вой по­бе­ды. Ве­ро­ят­ность по­бе­ды иг­ро­ка, ко­то­рый в пер­вой пар­тии иг­ра­ет бе­лы­ми фи­гу­ра­ми, равна сумме ряда

 p плюс qr плюс pr в квад­ра­те плюс qr в кубе плюс \ldots= левая круг­лая скоб­ка p плюс qr пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 1 плюс r в квад­ра­те плюс r в сте­пе­ни 4 плюс \ldots пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: p плюс qr, зна­ме­на­тель: 1 минус r в квад­ра­те конец дроби ,

здесь p= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , q= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби   — ве­ро­ят­но­сти его по­бе­ды при игре бе­лы­ми, со­от­вет­ствен­но, чер­ны­ми фи­гу­ра­ми, r= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби   — ве­ро­ят­ность ничьи.

Дру­гое ре­ше­ние: Ис­ко­мая ве­ро­ят­ность яв­ля­ет­ся ре­ше­ни­ем урав­не­ния x=p плюс rq плюс xr в квад­ра­те .

 

Ответ: шансы пер­во­го иг­ро­ка  — 3:2, так как ве­ро­ят­ность его по­бе­ды почти равна  дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

Мак­си­мум за сюжет 12 бал­лов. При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.