Дана последовательность
а) Докажите, что при всех
б) Известно, что Верно ли, что
в) Пусть Существует ли арифметическая прогрессия, среди членов которой содержатся все числа
Решение. а) Нетрудно проверить, что заданное соотношение верно для последовательностей и Поэтому
б) Легко понять, что найдутся такие a и b, при которых а
Ответ: Нет, неверно.
в) Предположим, что где Ясно, что и d — рациональные числа; пусть q — их общий знаменатель. Осталось заметить, что в левой части равенства
стоит ненулевое число, стремящееся к нулю при между тем как знаменатель числа, стоящего в его правой части, не больше q, поэтому оно не может стремиться к нулю.
Ответ: Нет, не существует.
а) Докажите, что при всех Подставим выражения для членов последовательности
Что, очевидно, верно.
б) Известно, что Верно ли, что Нет. Выберем такие a, b для которых
такие найдутся, поскольку уравнения не пропорциональны. Тогда
в) Пусть Существует ли арифметическая прогрессия, среди членов которой содержатся все числа
Нет. Допустим это прогрессия с первым членом A и разностью d. Тогда и В таком случае
откуда d — рациональное число. Тогда и
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |