сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a, при каж­дом из ко­то­рых си­сте­ма урав­не­ний

 си­сте­ма вы­ра­же­ний y=x в квад­ра­те плюс 6x плюс 7, y=|x минус a| минус 2 конец си­сте­мы .

имеет че­ты­ре раз­лич­ных ре­ше­ния. Най­ди­те эти ре­ше­ния при каж­дом зна­че­нии a.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пе­ре­пи­шем си­сте­му в виде

 си­сте­ма вы­ра­же­ний y= левая круг­лая скоб­ка x плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус 2, y=|x минус a| минус 2. конец си­сте­мы .

Пер­вое урав­не­ние си­сте­мы  — урав­не­ние па­ра­бо­лы с вер­ши­ной (−3; 2). Гра­фик вто­ро­го урав­не­ния  — смещённый гра­фик функ­ции y=|x|, вер­ши­на ко­то­ро­го пе­ре­ме­ща­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от па­ра­мет­ра вдоль го­ри­зон­таль­ной пря­мой y= минус 2.

На ри­сун­ке гра­фик функ­ции y=|x минус a| минус 2 изоб­ражён в пре­дель­ных слу­ча­ях, со­от­вет­ству­ю­щих трём раз­лич­ным ре­ше­ни­ям си­сте­мы: (1)  — левая ветвь гра­фи­ка мо­ду­ля ка­са­ет­ся па­ра­бо­лы; (2)  — вер­ши­ны гра­фи­ков сов­па­да­ют; (3)  — пра­вая ветвь мо­ду­ля ка­са­ет­ся па­ра­бо­лы. Если вер­ши­на гра­фи­ка мо­ду­ля рас­по­ло­же­на между точ­ка­ми, со­от­вет­ству­ю­щи­ми слу­ча­ям (1) и (2) или (2) и (3), то гра­фи­ки будут иметь че­ты­ре точки пе­ре­се­че­ния и, сле­до­ва­тель­но, си­сте­ма будет иметь че­ты­ре ре­ше­ния.

В слу­чае (2) a= минус 3. Найдём зна­че­ния па­ра­мет­ра, со­от­вет­ству­ю­щие слу­ча­ям (1) и (3).

y= со­во­куп­ность вы­ра­же­ний x минус a минус 2, x боль­ше или равно a, минус x плюс a минус 2, x мень­ше a. конец со­во­куп­но­сти .

Для слу­чая (1) по­лу­чим урав­не­ние

x в квад­ра­те плюс 6 x плюс 7= минус x плюс a минус 2 рав­но­силь­но x в квад­ра­те плюс 7 x плюс 9 минус a=0 .

При ка­са­нии гра­фи­ков дис­кри­ми­нант этого урав­не­ния дол­жен быть равен нулю, при пе­ре­се­че­нии в двух точ­ках боль­ше нуля. Зна­чит,

D=49 минус 4 левая круг­лая скоб­ка 9 минус a пра­вая круг­лая скоб­ка =13 плюс 4 a=0,

тогда a= минус дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби . Вы­ра­зим корни через па­ра­метр для по­ло­жи­тель­но­го дис­кри­ми­нан­та:

 x_1, 2= дробь: чис­ли­тель: минус 7 \pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 13 плюс 4 a конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Для слу­чая (3) по­лу­чим урав­не­ние:

x в квад­ра­те плюс 6 x плюс 7=x минус a минус 2 рав­но­силь­но x в квад­ра­те плюс 5 x плюс 9 плюс a=0,

где

D=25 минус 4 левая круг­лая скоб­ка 9 плюс a пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 11 минус 4 a=0,

тогда

x_3, 4= дробь: чис­ли­тель: минус 5 \pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: минус 11 минус 4 a конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Таким об­ра­зом, си­сте­ма имеет 4 ре­ше­ния при

a при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ; минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка минус 3; минус дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

 

Ответ: при a при­над­ле­жит \left левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ; минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка минус 3; минус дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка по­лу­ча­ем x_1, 2= дробь: чис­ли­тель: минус 7 \pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 13 плюс 4 a конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби и x_3, 4= дробь: чис­ли­тель: минус 5 \pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: минус 11 минус 4 a конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Баллы Кри­те­рии вы­став­ле­ния
20Пол­ное обос­но­ван­ное ре­ше­ние.
15Ответ по па­ра­мет­ру от­ли­ча­ет­ся от пра­виль­но­го одной точ­кой, ре­ше­ния вы­пи­са­ны; или верно най­де­ны зна­че­ния па­ра­мет­ра, но не ука­за­ны сами ре­ше­ния.
10Пра­виль­но вы­пол­не­но боль­ше по­ло­ви­ны ре­ше­ния, но оно не за­вер­ше­но; или из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки по­лу­чен не­пра­виль­ный ответ.
0В осталь­ных слу­ча­ях — 0 бал­лов.
Толь­ко пра­виль­ный ответ без ре­ше­ния.