сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

При каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра p урав­не­ние

 левая круг­лая скоб­ка p минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус 6x плюс 9 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2 левая круг­лая скоб­ка p плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка |x минус 3| плюс p плюс 2=0

имеет ровно два раз­лич­ных ре­ше­ния?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Урав­не­ние можно пре­об­ра­зо­вать к виду

 левая круг­лая скоб­ка p минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на левая круг­лая скоб­ка x минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус 2 левая круг­лая скоб­ка p плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на |x минус 3| плюс p плюс 2= 0,

а затем к

 левая круг­лая скоб­ка p минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на |x минус 3| в квад­ра­те минус 2 левая круг­лая скоб­ка p плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на |x минус 3| плюс p плюс 2=0.

Сде­ла­ем за­ме­ну: t=|x минус 3|, по­лу­чим урав­не­ние

 левая круг­лая скоб­ка p минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на t в квад­ра­те минус 2 левая круг­лая скоб­ка p плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на t плюс p плюс 2=0.

Изу­чим, сколь­ко кор­ней урав­не­ния (по x) даёт каж­дое зна­че­ние t, ис­хо­дя из гра­фи­ка функ­ции t=|x минус 3| (см. рис.).

Из гра­фи­ка видно, что зна­че­ния t мень­шие нуля не дают кор­ней урав­не­ния по x, t=0 даёт одно зна­че­ние x  левая круг­лая скоб­ка x=0 пра­вая круг­лая скоб­ка , a t боль­ше 0 даёт два корня по x. По­это­му, чтобы урав­не­ние

 левая круг­лая скоб­ка p минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на |x минус 3| в квад­ра­те минус 2 левая круг­лая скоб­ка p плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на |x минус 3| плюс p плюс 2=0

имело два раз­лич­ных корня, не­об­хо­ди­мо, чтобы урав­не­ние

 левая круг­лая скоб­ка p минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на t в квад­ра­те минус 2 левая круг­лая скоб­ка p плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на t плюс p плюс 2= 0

либо имело один ко­рень, и он дол­жен быть боль­ше нуля, либо имело два раз­лич­ных корня раз­ных зна­ков.

Сна­ча­ла рас­смот­рим ли­ней­ный слу­чай  левая круг­лая скоб­ка p минус 2=0, то есть p=2 пра­вая круг­лая скоб­ка . Тогда

0 умно­жить на t в квад­ра­те минус 6 t плюс 4=0 рав­но­силь­но t= дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Сле­до­ва­тель­но, p=2 вхо­дит в ответ.

Те­перь пусть p не равно q 2. Тогда либо урав­не­ние имеет один ко­рень и он по­ло­жи­те­лен, то есть

 си­сте­ма вы­ра­же­ний дробь: чис­ли­тель: D, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби =0,t_в боль­ше 0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний левая круг­лая скоб­ка p плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка p минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на левая круг­лая скоб­ка p плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0, дробь: чис­ли­тель: p плюс 1, зна­ме­на­тель: p минус 2 конец дроби боль­ше 0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но p= минус 2,5.

И, на­ко­нец, урав­не­ние имеет два корня раз­ных зна­ков, если t_1 t_2 мень­ше 0. По тео­ре­ме Виета

t_1 t_2= дробь: чис­ли­тель: p плюс 2, зна­ме­на­тель: p минус 2 конец дроби мень­ше 0

(это усло­вие га­ран­ти­ру­ет, что D боль­ше 0 и, сле­до­ва­тель­но, урав­не­ние имеет два раз­лич­ных корня), зна­чит, p при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус 2 ; 2 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Окон­ча­тель­ный ответ: p при­над­ле­жит левая фи­гур­ная скоб­ка минус 2,5 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка минус 2; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

 

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка минус 2,5 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка минус 2; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Балл
15Вы­ра­же­ние  левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус 6 x плюс 9 пра­вая круг­лая скоб­ка пре­вра­ще­но в |x минус 3|, сде­ла­на за­ме­на t=|x минус 3|, изу­че­но, сколь­ко кор­ней по x дают раз­лич­ные зна­че­ния t, опи­са­ны си­ту­а­ции по t, со­от­вет­ству­ю­щие нуж­ным си­ту­а­ци­ям по x, но при ре­ше­нии одно из них до­пу­ще­на ариф­ме­ти­че­ская ошиб­ка, либо за­да­ча ре­ше­на в целом верно, но не был рас­смот­рен ли­ней­ный слу­чай.
10Вы­ра­же­ние  левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус 6 x плюс 9 пра­вая круг­лая скоб­ка пре­вра­ще­но в |x минус 3|, сде­ла­на за­ме­на t=|x минус 3|, изу­че­но, сколь­ко кор­ней по х дают раз­лич­ные зна­че­ния t, опи­са­ны си­ту­а­ции по t, со­от­вет­ству­ю­щие нуж­ным си­ту­а­ци­ям по x.
5Вы­ра­же­ние  левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус 6 x плюс 9 пра­вая круг­лая скоб­ка пре­вра­ще­но в |x минус 3|, сде­ла­на за­ме­на t=|x минус 3|, изу­че­но, сколь­ко кор­ней по х дают раз­лич­ные зна­че­ния t.
0Все осталь­ные слу­чаи.